Мария Цырлина
Псалом 84. Возвращение из плена
Этот псалом читается на богослужении 9 часа. Из содержания его первых строк следует, что он был составлен сразу после возвращения израильского народа из вавилонского плена. Как и предыдущий псалом, это благодарственный гимн Богу.
По своему пророческому смыслу это пасхальный псалом, возвещающий радость о победе Христа над пленом греха и смерти. 11-12 его стихи: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче» составили прокимен пасхального богослужения.
2 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль.
3 Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его
«Благоволил еси, Господи, землю Твою» — блаженный Феодорит Кирский: «Благоволить значит пожелать какого либо блага». Следствие человеческих грехов — опустошение земли (Быт. 3:17-18: «Проклята земля за тебя, <…> терния и волчцы произрастит она тебе», всемирный потоп, сожжение городов Содома и Гоморры). Раскаяние человека и нисхождение Бога в человеческое сердце возвращают и присутствие Божией благодати на землю, где живёт человек (блж. Феодорит Кирский).
В духовном смысле землёй названо сердце человека: «Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 337).
«Плен Иаковль» — т.е. плен Израиля. Еврейский народ назван по имени родоначальника еврейского народа патриарха Иакова, получившего от Бога имя Израиль («Господь защитит»). За отречение от Истинного Бога и уклонение в идолопоклонство израильский народ на 70 лет был уведён в вавилонский плен. Пророчески под «Иаковом» и народом Божиим понимаются христиане («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 337).
«Оставил еси беззакония людей Твоих» — с древнееврейского: «Ты поднял беззакония народа Твоего».
В пророческом смысле эти слова о возвращении народа из плена и об оставлении его беззаконий относят к смерти и воскресению Христовым, через которые человечество получило освобождение из плена греху и смерти (свт. Афанасий Великий, блж. Феодорит Кирский).
4 Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.
5 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.
6 Еда во веки прогневаешися на ны; или простреши гнев Твой от рода в род;
7 Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Гнев Божий и ярость Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за всё, неправо делаемое в мире сем» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 14).
«Возврати нас, Боже спасений наших» — Не весь народ сразу вернулся из вавилонского плена, было несколько указов персидских царей и несколько этапов возвращения израильтян в Палестину. В этом псалме — молитва оставшихся в Вавилоне иудеев, которым пока не разрешили вернуться на свою родину. В пророческом смысле это молитва о возвращении нас из плена грехов и страстей.
«Боже, Ты обращься оживиши ны» — дословно: «Разве не возвратишь Ты, не оживишь нас?» Грех умертвляет душу человека, и она нуждается не только в освобождении из плена греха, но и в оживлении Божией благодатью. Наших усилий для возвращения из плена греха недостаточно — его, видя наше покаяние, совершает Бог (свт. Иоанн Златоуст).
9 Услышу, что речет о мне Господь Бог:
яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя,
и на обращающыя сердца к Нему.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог.
Он скажет мир народу Своему и избранным Своим,
но да не впадут они снова в безрассудство.
«И на преподобныя Своя» — дословно: «и на благочестивых Своих».
«И на обращающыя сердца к Нему» — в дошедшем до нас древнееврейском тексте псалма стоят другие слова, чем в древнегреческом и церковнославянском переводах, которые вошли в русский перевод: «и да не возвратятся в безрассудство». Безрассудством здесь названо идолопоклонство, послужившее причиной вавилонского плена.
10 Обаче близ боящихся Его спасение Его,
вселити славу в землю нашу.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его,
чтобы обитала слава в земле нашей!
Святитель Афанасий Великий: боящимся Бога Он даёт за это вселиться в славе Его.
11 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.
12 Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
Эти слова пророчествуют о примирении Божией справедливости и Божиего милосердия через искупительный подвиг Христа, взявшего наши грехи на Себя и примирившего нас с Богом. «Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче» — т.е. высшее небесное примирено с низшим и земным (свт. Афанасий Великий).
Эти стихи составили прокимен пасхального богослужения.
13 Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
Снова здесь речь идёт о земле человеческих сердец. Блаженный Феодорит Кирский: «Разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели».
14 Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Толкователи видят в этом стихе пророчество о воцарении правды Божией на земле (блж. Феодорит Кирский).