Мария Цырлина
Псалом 62. Жизнь без молитвы — пустыня
Псалом написан пророком Давидом во время пребывания в Иудейской пустыне, куда он укрылся от убийц, посланных за ним царём Саулом. Это хвалебная песнь Богу, воссылаемая во время скорби. Хотя враги всё ещё преследуют его, пророк с уверенностью говорит о том, что их ждёт наказание, так как он имеет твёрдую надежду на Божию помощь. Псалом читается во время утрени на шестопсалмии.
2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя,
коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя,
по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
«К Тебе утренюю» — находясь в пустыне, псалмопевец испытывает не только физическую, но и духовную жажду общения с Богом и спешит с раннего утра стать на молитву. Жизнь без молитвы для него подобна жизни в пустыне.
3 Тако во святем явихся Тебе,
видети силу Твою и славу Твою.
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою,
как я видел Тебя во святилище:
Святитель Афанасий Великий: «Ни малого вреда, говорит, не причинила мне пустыня, но и там, как бы предстоя в самой Твоей скинии, приношу пеcнoпениe».
4 Яко лучши милость Твоя паче живот,
устне мои похвалите Тя.
4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.
Уста мои восхвалят Тебя.
Святитель Афанасий Великий: «Приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века».
5 Тако благословлю Тя в животе моем,
о имени Твоем воздежу руце мои.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей;
во имя Твое вознесу руки мои.
«Благословлю Тя в животе моем» — блаженный Феодорит Кирский: «Не перестану благословлять Тебя всю мою жизнь».
«О имени Твоем воздежу руце мои» — упоминается древнееврейский обычай молиться с воздетыми вверх руками.
6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя,
и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
7 Аще поминах Тя на постели моей,
на утренних поучахся в Тя.
8 Яко был еси Помощник мой,
и в крове крилу Твоею возрадуюся.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя,
и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей,
размышляю о Тебе в [ночные] стражи,
8 ибо Ты помощь моя,
и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
«Яко от тука и масти да исполнится душа моя» — т.е. как жиром и елеем, самыми питательными веществами, насыщается тело, так молитвой насытится душа псалмопевца.
«Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя» — то есть и ложась, и вставая. «На утренних» — в утреннюю стражу (период до следующей смены караула города; ночь делилась на четыре стражи). «Поучахся в Тя» — дословно с древнееврейского: «размышлял о Тебе».
«В крове крилу Твоею» — «в тени Твоих крыльев», поэтический оборот, частый в псалмах. Святитель Афанасий Великий: «Кровом крил называет охранение помощью».
9 Прильпе душа моя по Тебе:
мене же прият десница Твоя.
9 к Тебе прилепилась душа моя;
десница Твоя поддерживает меня.
Блаженный Феодорит Кирский: «Даже и на малое время, говорит пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе. Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления».
10 Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли.
11 Предадятся в руки оружия: части лисовом будут.
12 Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им,
яко заградишася уста глаголющих неправедная.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11 Сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им,
ибо заградятся уста говорящих неправду.
Псалмопевец выражает уверенность, что его обидчиков, из-за которых он вынужден скрываться в безводной пустыне, настигнет справедливое Божие наказание, поскольку Бог заступается за любящих Его.
«Предадятся в руки оружия» — в Евангелии также сказано: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26:52).
«Части лисовом будут» — то есть погибнут здесь же, в пустыне. Лисицы — обычные обитатели пустыни. Зачастую они обгладывают непогребённые останки погибших путников. Лисицами также называют людей коварных. Замышлявшие коварство сами погибнут от него («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).
«Царь же возвеселится о Бозе» — Давид был помазан Господом как законный царь над Израилем, но вынужден был бежать, так как нечестивый Саул, отвергнутый Богом в качестве царя, не желал покидать свой престол. Здесь Давид выражает свою твёрдую уверенность в том, что Бог воцарит его над Израилем и воспрепятствует замыслам его врагов (что вскоре и исполнилось, как мы видим из истории Израильского царства, описанной в библейских книгах Царств).
«Похвалится всяк кленыйся Им» — клянущийся Богом не нарушает свою клятву, так как это очень тяжкий грех. Он верен своей клятве, а потому праведен. На фоне окружающих Израиль языческих народов клятва во имя Бога Израилева, произносимая столь часто, отличала верных Единому Богу от язычников, клявшихся своими богами. То есть «похвалится всякий, верный Истинному Богу».
Святитель Афанасий Великий видит в последнем стихе этого псалма пророчество о воцарении верных Христу в Небесном Царстве и о «заграждении уст» бесов, соблазняющих человечество своей неправдой, что исполнилось после победы Христа над грехом и смертью.