Мария Цырлина
Псалом 37. Не мстить врагам
37 псалом входит в состав шестопсалмия, читаемого на утрени. Псалом представляет собой образец глубокого покаяния. Предположительно, он был написан царём Давидом во время восстания против него родного сына Авессалома. Давид считал это восстание возмездием за свой грех — соблазнение жены полководца Урии и убийство её мужа.
Словами 37 псалма каждый христианин приносит покаяние пред Богом с исповеданием полной покорности и преданности Его воле и выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им прежде дурные поступки.
2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене,
ниже гневом Твоим накажеши мене:
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня
и не во гневе Твоем наказывай меня,
Псалмопевец просит Бога обличить его грех не как Судию, но как врача души (блж. Феодорит Кирский). Выражение «гнев Божий» означает не страсть, так как Бог чужд всякой страсти, но Божий суд и наказание за грех.
3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне,
и утвердил еси на мне руку Твою.
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня,
и рука Твоя тяготеет на мне.
Поэтический образ гнева Божия.
4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего,
несть мира в костех моих от лица грех моих.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего;
нет мира в костях моих от грехов моих,
Псалмопевец указывает, что причиной болезни и изнеможения душевных сил могут стать наши грехи и гнев Божий за них (свт. Афанасий Великий).
5 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою,
яко бремя тяжкое отяготеша на мне.
6 Возсмердеша и согниша раны моя,
от лица безумия моего.
5 ибо беззакония мои превысили голову мою,
как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои
от безумия моего.
«Отяготеша на мне» — в древнееврейском подлиннике: «стали тяжелее меня».
«Возсмердеша и согниша раны моя» — этими поэтическими средствами псалмопевец изобразил мерзость греха. Святитель Афанасий Великий: «Всякий грех гнусен и зловонен».
«От лица безумия моего» — дословно: «потому что я сделался безрассудным». Свт. Афанасий Великий: причина наших согрешений в том, что мы впадаем в неразумие и безрассудство.
7 Пострадах и слякохся до конца,
весь день сетуя хождах.
7 Я согбен и совсем поник,
весь день сетуя хожу,
«Слякохся» — церковнослав: «поник, сгорбился». Согбенным сделало псалмопевца бремя греха (блж. Феодорит Кирский).
«Весь день» — здесь: «всё время».
8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий,
и несть исцеления в плоти моей.
8 ибо чресла мои полны воспалениями,
и нет целого места в плоти моей.
«Лядвия» — чресла, бёдра. Речь здесь идёт как о возможных телесных болезнях — следствии греха, так и о духовном поругании грешника от бесов (свт. Афанасий Великий).
9 Озлоблен бых, и смирихся до зела:
рыках от воздыхания сердца моего.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно;
кричал от терзания сердца моего.
«Озлоблен бых» — в древнееврейском подлиннике: «оцепенел, застыл».
«До зела» (церковнослав.) — очень.
«Рыках» — кричал, ревел, стонал (подобно зверю).
«От воздыхания сердца моего» — дословно: «от стенания, плача сердца моего».
Поэтический образ сокрушения о грехах.
10 Господи, пред Тобою все желание мое,
и воздыхание мое от Тебе не утаися.
10 Господи! пред Тобою все желания мои,
и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
«Это слово учит нас не скрывать грехов своих и не держать их в глубине души, как черноту и гниль, но исповедывать их нещадно» (свт. Василий Великий: «Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 157).
«Воздыхание» — то есть: плач, скорбь.
11 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя,
и свет очию моею, и той несть со мною.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя,
и свет очей моих, — и того нет у меня.
«Свет очию моею» — свет глаз моих. Блаженный Феодорит Кирский: светом очей пророк называет Божественное попечение о человеке, которого могут лишить нас наши грехи.
12 Друзи мои и искреннии мои
прямо мне приближишася, и сташа.
13 И ближнии мои отдалече мене сташа,
и нуждахуся ищущии душу мою:
и ищущии злая мне, глаголаху суетная,
и льстивным весь день поучахуся.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей,
и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети,
и желающие мне зла говорят о погибели моей
и замышляют всякий день козни;
«Прямо мне приближишася, и сташа» — в древнееврейском тексте: «Любящие меня и близкие мне отступили от поражения моего». По мнению святых отцов, царь Давид здесь упоминает о восстании против него родного сына Авессалома, во время которого многие друзья царя отступили от него.
«Отдалече мене» — вдали от меня.
«И нуждахуся ищущии душу мою» — в древнееврейском тексте: «и нанесли удар ищущие души моей».
«И льстивным весь день поучахуся» — дословно: «и весь день учились лести».
Под «ищущими души» понимаются как враги царя, ставшие на сторону Авессалома, так и бесы.
14 Аз же яко глух не слышах,
и яко нем не отверзаяй уст своих:
15 И бых яко человек не слышай,
и не имый во устех своих обличения.
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой,
который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит
и не имеет в устах своих ответа,
«Обличения» — в древнееврейском тексте: «возражений, доводов».
На козни врагов и их клевету псалмопевец призывает отвечать смирением, не возражать и оправдываться перед ними, а быть как не слышащий и не видящий зла.
Святые отцы приводят примеры из жизни самого пророка и псалмопевца Давида, когда он, будучи царём, великодушно сносил оскорбления. Царь Давид не воспрепятствовал своему сыну Авессалому и ставшим на его сторону строить козни против царя, а когда Авессалом собрал против своего отца восстание, тот смиренно удалился из дворца. Давид также запретил наказывать злословившего его Семея и убивать Авессалома, выступившего на битву против своего отца. Искренне сознавая свои грехи, псалмопевец усматривал во всех событиях своей жизни следствие этих грехов и Божие вразумление.
Некоторые из толкователей относят эти слова ко Спасителю, Который на злоречия врагов не отверзал уст Своих (Псалтирь в святоотеческом изъяснении, с. 158).
16 Яко на Тя, Господи, уповах,
Ты услышиши, Господи Боже мой.
17 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои,
и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я;
Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои];
когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
Всё своё упование псалмопевец возлагает на Бога, веря, что Господь Сам защитит уповающего на Него и не даст восторжествовать его обидчикам.
«Да не когда порадуют ми ся» — дословно с древнееврейского: «да не будут смеяться надо мной».
«Велеречеваша» (церковнослав.) — «клеветали». В древнееврейском тексте: «возвышались надо мной».
18 Яко аз на раны готов,
и болезнь моя предо мною есть выну.
19 Яко беззаконие мое аз возвещу,
и попекуся о гресе моем.
18 Я близок к падению,
и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю,
сокрушаюсь о грехе моем.
Церковнославянский перевод здесь более точен в сравнении с русским.
«Яко аз на раны готов» — псалмопевец выражает перед Богом свою готовность искупить совершённый грех — со смирением принимать обиды и раны от восставших против него врагов.
«И болезнь моя предо мною есть выну» — болезнью псалмопевец называет действие греха и желает исцелиться от неё претерпением скорбей от врагов (блж. Феодорит Кирский).
«Выну» — всегда.
20 Врази же мои живут, и укрепишася паче мене,
и умножишася ненавидящии мя без правды.
21 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя,
зане гонях благостыню.
22 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.
23 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.
20 А враги мои живут и укрепляются,
и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня
за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
«Ненавидящии мя без правды» — т.е. несправедливо.
«Возблагая» — «за благие (дела)».
«Зане гонях благостыню» — «за то, что я следовал добру».
Терпя преследования от врагов, псалмопевец сам не отвечает враждой, не пытается отомстить своим обидчикам или оправдаться, но надеется только на Бога как на своего Заступника и Спасителя.