Мария Цырлина
Псалом 23. Пророчество о Вознесении
Как и 22 псалом, он читается в начале Последования ко Святому Причащению. В ранней христианской Церкви этот псалом читался за воскресным богослужением, отсюда его надписание: «Псалом Давиду, единыя от суббот». А.П. Лопухин относит написание этого псалма к событию перенесения царём Давидом ковчега завета в Иерусалим, на гору Сион. Святитель Афанасий Великий и другие святые отцы усматривают в этом псалме пророчество о вознесении Христа на Небо и о восхождении верующих в Небесный Иерусалим.
1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.
2 Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть.
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
«Исполнение ея» — то, что наполняет её.
«Вселенная» — весь видимый мир.
«Той на морях основал ю есть…» — среди морей и рек, под землёй разумеется суша, которую населяют живые существа.
Святитель Афанасий Великий: псалмопевец, «чтобы не подумал кто, …будто бы земля была во власти сатаны и ныне только воцарился над нею Христос, показывает для сего, что Христос есть творец её, а вместе дает разуметь силу Его».
3 Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?
4 Неповинен рукама, и чист сердцем,
иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.
5 Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,
кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему],
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Показав величие и силу Божию, которые были явлены в сотворении мира, псалмопевец говорит о том, что люди призваны быть в близости к Господу, Его святости и Его славе. Святые отцы также видят в этих строках пророчество о вхождении праведников в Царство Божие. «Взойти на гору Господню» — в место, где обитает Бог, могут только те, кто сохранил себя в чистоте от греха, особенно от греха нарушения клятвы.
«Не прият всуе душу свою». Выражение «поднять душу свою» означает «клясться душею». Т.е. «не клялся напрасно душой». Оба эти выражения — «не прият всуе душу свою» и «не клятся лестию искреннему своему» указывают на ситуацию, когда человек свою ложь для убеждения подкрепляет клятвой или божбой, совершая второй грех богохульства, так как у древних евреев любая клятва подкреплялась призыванием в свидетели Самого Бога.
Как считается, этот псалом был написан по случаю перенесения ковчега завета из Гаваона в Иерусалим, на гору Сион. Священную гору, где находилась скиния — переносной храм Божий, сделанный в виде шатра, — иудеи называли горой Господней. Позднее на одной из двух вершин этой горы царём Соломоном, сыном Давида, был построен Иерусалимский храм.
Перенесение ковчега завета на гору Сион сопровождали только ведущие непорочную и богоугодную жизнь израильтяне. После случая с Озой — недостойным израильтянином, который во время перенесения ковчега прикоснулся к нему без благоговения и пал мёртвым, никто не решался восходить на гору Господню вместе с процессией, несущей ковчег, если помнил за собой какой-либо грех делом («рукама») или помышлением («сердцем»), или же совершил ложную клятву.
6 Сей род ищущих Господа,
ищущих лице Бога Иаковля.
6 Таков род ищущих Его,
ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
«Сей род» — то есть именно таков род ищущих Господа — они блюдут себя в праведности.
«Бог Иакова» — то есть Бог Израиля, ветхозаветной Церкви. Иаков был прародителем израильского народа. После личной встречи с Богом он получил от Господа новое имя Израиль (что значит «Господь будет бороться»).
7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная:
и внидет Царь славы.
8 Кто есть сей Царь славы?
Господь крепок и силен, Господь силен в брани.
9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная;
и внидет Царь славы.
10 Кто есть сей Царь славы?
Господь сил, Той есть Царь славы.
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные,
и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы?
— Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные,
и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы?
— Господь сил, Он — Царь славы.
В ветхозаветные времена Господь пребывал Сам Своей славой над ковчегом завета, среди Своего народа. Вместе с ковчегом в иерусалимскую скинию входила слава Господня и Сам Царь славы.
Город Иерусалим был окружён стенами, в которых находились тяжёлые двустворчатые врата. Чтобы отпереть их перед процессией, несущей ковчег, нужно было поднять их верхние петли («князи», «верхи») с помощью специальных рычагов. Врата отпирались только в особых торжественных случаях, в обычные дни для входа и выхода из города открывались маленькие ворота, установленные внутри больших. Вход в город Господа славы и ковчега завета — как раз такой торжественный случай.
В стихах 7-10 псалма изображён момент внесения ковчега завета в Иерусалим в виде диалога между священниками и левитами, несущими святыню, и жителями Иерусалима либо стражниками, отпирающими ворота, которые вопрошают в удивлении: «Кто этот входящий в город Царь славы?»
«Двери вечные» — Иерусалим часто называется «вечным городом», а его ворота — «вечными вратами». В пророческом смысле эти строки псалма изображают вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим и Его воцарение в вечном Небесном Иерусалиме после вознесения. Блаженный Феодорит Кирский трактует 7-10 стихи как диалог ангелов и поясняет слова псалма: «Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческого».
Этот псалом читается в начале Последования ко Святому Причащению, так как он также представляет образ вхождения христианина в храм — место пребывания Бога — и образ вхождения Господа славы в сердце и душу христианина во Святом Причащении, помогая приготовиться к этой встрече с Богом.