Мария Цырлина
Псалом 22. Пастырь добрый
22 псалом читается в начале Последования ко Святому Причащению. «Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как Добром Пастыре, питающем и напояющем Своим Телом и Кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).
Христос как Добрый Пастырь также пророчески изображён в книге пророка Иезекииля (34 глава). В Евангелии от Иоанна Сам Господь называет Себя Пастырем добрым: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:1-16).
1 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
«Ничтоже» — «ничего».
«На месте злачне» — дословно «в местах травянистых». Блаженный Феодорит Кирский под этим образом понимает закон Божий и учение о Боге, которые питают душу человека изобильной духовной пищей.
«На воде покойне воспита мя» — «У спокойной воды напитал меня». Святитель Афанасий Великий: «Под водою покойною можно разуметь воды святого крещения, как очищающие от греховного бремени».
«Душу мою обрати» — русский перевод «подкрепляет душу мою» — ошибочно произведено от jesabe’a — «насытит». Jeshovev — «возвратит». Святитель Афанасий Великий: «К Себе возвратив душу мою из дьявольского плена, путеводствовал к заповедям Своим, — от смерти в жизнь».
«Ради имени Своего» — то есть не по заслугам самого человека, который этого недостоин, а во славу пресвятого имения Божия (блж. Феодорит Кирский).
4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси:
жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
«Посреде сени смертныя» — дословно: «долиной смертной тени». Этот поэтический образ часто встречается в книге Иова, в псалмах и у пророков для изображения смерти или бедствий (Иов 3:5; 10:21; 10:22; 12:22; 16:16; 24:17; 28:3; 34:22; 38:17; Пс. 44:19; 107:10; 107:14; Ис. 9:2; Иер. 2:6; 13:16; Амос 5:8).
«Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» — «жезл Твой и посох Твой — они меня утешат». Под жезлом и посохом святитель Афанасий Великий понимает Христа. Он также толкует: «Жезл — сила вразумляющая, а палица — помощь, оказываемая в утешении».
5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне:
умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
«Сопротив стужающим мне» — «на глазах у врагов моих». Блаженный Феодорит Кирский: духовные враги спасаемого Богом грешника «печалятся и беспокоятся о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена».
Под трапезой и чашей святые отцы понимают Евхаристию, под словами «умастил еси елеом главу мою» — таинство миропомазания — принятия Святого Духа.
«Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» — в древнееврейском подлиннике: kosi rewaja — «чаша моя наполнена».
6 И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего:
и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем многие дни.
«Поженет» — «будет следовать, сопровождать».
«В долготу дний» — блаженный Феодорит Кирский понимает эти слова как «в вечные времена». Следовательно, под вселением в дом Господень он понимает Царство Небесное. Святитель Афанасий Великий: успокоенные водами крещения, воспитанные на пажитях заповедей Божиих, сподобившиеся миропомазания и причастия Святых Тайн во все дни своей земной жизни будут видеть благость и милость Божию, а после смерти войдут в Царствие Небесное и будут вечно пребывать вместе с Богом.
«Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс. 22:6) — также прокимен вечерни, читаемый в среду.