Мария Цырлина
Псалом 142. Когда гонят враги
Великим постом на Великом повечерии читается удивительный псалом. В нём псалмопевец просит Господа оживить его душу и спасти от напастей. Его же мы слышим круглый год в конце Шестопсалмия. «Враг принудил меня жить во тьме, как давно умерших… Душа моя — к Тебе как жаждущая земля». Прошение «скоро услышь меня, Господи», возносимое за богослужением всей Церковью, даёт несомненную надежду на то, что эта молитва будет исполнена.
1 Господи, услыши молитву мою,
внуши моление мое во истине Твоей,
услыши мя в правде Твоей
2 и не вниди в суд с рабом Твоим,
яко не оправдится пред Тобою всяк живый.
1 Господи! услышь молитву мою,
внемли молению моему по истине Твоей;
услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим,
потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
«Внуши» — то же, что и «услышь». Святые отцы говорят: «Всех слышит Господь, но не всех выслушивает». Евфимий Зигабен: «Призывающих Бога истинно Бог выслушивает».
«Во истине Твоей» — свт. Афанасий Великий: «Это подобно тому, как если бы сказать: исполни прошение мое, послав единородного Твоего, Который есть истина и правда». С.С. Аверинцев также предлагает перевод «в верности Твоей».
«И не вниди в суд с рабом Твоим» — т.е. «и не суди меня».
«Яко не оправдится пред Тобою всяк живый» — эти слова учат страху Божию. Только Бог свят и праведен, никто не может стать святым сам по себе, но только наполнившись Его светом и благодатью. Блж. Феодорит Кирский: «Ибо если применишь требование установленных Тобою законов к человеческой жизни, то окажется, что никто не жил по оному. Если же ещё укажешь на благодеяния Твои и сколько благ Ты дал людям, то какая правда человеческая может сравниться с Твоими дарами?»
3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой,
посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою,
принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
Этот псалом был написан кротким царём и псалмопевцем, когда он бежал от своего сына Авессалома, который замыслил убить его и занять отцовский престол. Царь не воспользовался ни войском, ни оружием, ни телохранителями, не желая смерти своего неразумного сына. Вместо этого он ушёл из дворца и скрывался в пустыне, пока справедливость всё же не восторжествовала.
В буквальном смысле жизнь царя, несомненно, оказалась «втоптанной в землю». Более точен здесь церковнославянский вариант: «смирил до земли жизнь мою». Вот как описывается добровольный уход царя Давида с иудейского престола: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар. 15:30).
Жизнь смиряет его — он смиряет себя ещё больше. Родной сын хочет убить его — он сохраняет спокойствие настолько, что молится о своём обидчике. Именно для молитвы покрыта его голова, в знак смирения перед Богом в этой молитве — снята обувь. Это пример для всех христиан, как надо поступать, когда всё против тебя.
Он вынужден был жить во тьме пещер, чтобы не попасться на глаза воинам Авессалома. Но вряд ли даже в мыслях псалмопевец Давид назвал бы своего сына врагом. Он понимает духовные причины произошедшего и говорит об извечном враге рода человеческого — диаволе. Если же попытаться понять все эти стихи целиком в духовном смысле, то речь здесь идёт о тьме неведения (свт. Афанасий Великий), печали и уныния (свт. Иоанн Златоуст), в которую часто бывает повергнута душа происками диавола.
«Яко мертвыя века» — можно также перевести «как умерших мира». Умерших хоронили в пещерах. В одной из таких естественных усыпальниц поселился Давид, променяв на неё великолепие царского дворца. Блж. Феодорит Кирский: «Тяжесть скорби уподоблена „мертвым“, находящимся во тьме». Свт. Иоанн Златоуст связывает это духовное состояние с человеческими грехами: «Таково состояние живущих во грехах: находясь в них они подобны мертвым во тьме».
4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое.
И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
«Уны» — «уныл». Уныние души — крайняя степень скорби.
«Во мне смятеся сердце мое» — употреблён древнееврейский глагол hishtomem «поражаться, удивляться». Евсевий Кесарийский: «Показывает, от чего он пал в уныние. От чего же? От того, что сердце его по злоумышлении бесов пришло в беспокойство и смятение». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Успокой своё рассвирепевшее сердце. Пусть страсти устыдятся присутствия в тебе разума».
5 Помянух дни древния,
поучихся во всех делех Твоих,
в творениих руку Твоею поучахся.
Вспоминаю дни древние,
размышляю о всех делах Твоих,
рассуждаю о делах рук Твоих.
«Помянух дни древния» — псалмопевец вспоминает случаи чудесной помощи Божией ветхозаветным патриархам и всему израильскому народу — при исходе из Египта и завоевании Земли Обетованной, — в стремлении укрепить свою веру и надежду, что помощь Божия не замедлит.
6 Воздех к Тебе руце мои,
душа моя, яко земля безводная Тебе.
Простираю к Тебе руки мои;
душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
«Воздех к Тебе руце мои» — так усердна молитва псалмопевца, что сопровождается воздеванием рук.
«Душа моя, яко земля безводная Тебе» — «Так жажду Твоей помощи, как безводная земля ожидает дождя» (блж. Феодорит Кирский). В древнееврейском подлиннике в конце добавляется «всегда» (sela’). Независимо от обстоятельств нашей жизни, душа каждого из нас нуждается в Боге так же, как земля в живительном дожде.
7 Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой,
не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров.
Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает;
не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
«Скоро услыши мя, Господи» — дословно в древнееврейском: «скоро ответь мне».
«Исчезе дух мой». Дословно: «прекратился дух мой». Евфимий Зигабен: «Едва не выходит и не оставляет меня мёртвым душа моя». Свт. Иоанн Златоуст: «оскудел дух мой».
«Не отврати лица Твоего от мене». Это образное выражение древнееврейского языка значит «пренебрегать кем-либо». Протоиерей Григорий Разумовский: «Отвратить лице своё, отвернуться и, следовательно, скрыть лицо своё от кого-нибудь — значит выразить пренебрежение к нему». Святой пророк Исаия указывает на причину этого: «Грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис. 59:1-2).
«И уподоблюся низходящым в ров». Bor — «ров, яма». Блж. Феодорит Кирский: «Смерть пророк иносказательно назвал рвом. Как заключённому во рве не возможно выйти без помогающих, так умершему невозможно возвратиться к жизни, если не угодно сие будет Богу». Свт. Иоанн Златоуст понимает эти слова иносказательно: «Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака».
8 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах.
Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю.
Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
«Слышану сотвори мне заутра милость Твою» — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей». По мнению святителя Афанасия Великого, здесь содержится пророчество о Воскресении Христовом, о котором жёны-мироносицы и апостолы узнали утром.
«Скажи мне, Господи, путь воньже пойду». Воньже — «в который». Святитель Афанасий Великий видит здесь пророчество о просвещении евангельским учением.
«Яко к Тебе взях душу мою». Свт. Иоанн Златоуст: «Т. е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры». Блж. Феодорит Кирский: «Отрешив душу свою от всего человеческого, Тебе предоставляю её, Владыка».
9 Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох.
Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
Не только от своих преследователей, но и от духовных врагов — бесов — просит избавить его псалмопевец.
10 Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой.
Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой;
Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
«Научи мя творити волю Твою». Блж. Феодорит Кирский: «Не только знать мне, что́ угодно Тебе, но и делать Тебе угодное».
«Дух Твой Благий» — Дух Святый. Блж. Феодорит Кирский: «Отсюда познаём достоинство Духа. Как Бог благ, так и Дух именуется благим». Свт. Димитрий Ростовский: «Без Его Божественного наставления дух человеческий не умеет ходить путём правым».
«На землю праву» — в подлиннике ‘erec mishor «земля равнины». Царь Давид укрывался в горах посреди Иудейской пустыни. Он устал от созерцания этих безлюдных скал, из-за каждой из которых могут внезапно показаться его враги, и мечтает вернуться в родные приветливые равнины, покрытые зеленью и стадами.
Свт. Иоанн Златоуст: «В буквальном смысле он говорит здесь о своем отечестве; а в переносном — о пути, ведущем к добродетели». Блж. Феодорит Кирский: псалмопевец «молит о том, чтобы воспользоваться и руководительством Духа, и ничего не находить для себя трудным и неудобным, но идти путём прямым, гладким и неуклонным».
11 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя,
правдою Твоею изведеши от печали душу мою.
Ради имени Твоего, Господи, оживи меня;
ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
«Имене Твоего ради» — блж. Феодорит Кирский: «Даруй мне спасение, чтобы благословлялось имя Твое».
«Живиши мя» — душа человека становится как бы мёртвой по причине грехов, и только Бог может её воскресить.
«Правдою Твоею» — также можно перевести «в праведности Твоей». Блж. Феодорит Кирский предлагает перевод «по справедливости».
«От печали» — дословно: «из беды, бедствия».
12 И милостию Твоею потребиши враги моя
и погубиши вся стужающыя души моей,
яко аз раб Твой есмь.
И по милости Твоей истреби врагов моих
и погуби всех, угнетающих душу мою,
ибо я Твой раб.
Этот традиционный для Ветхого Завета призыв об убийстве врагов не следует понимать буквально: как мы уже сказали, царь Давид не искал погибели своего сына Авессалома. Из 2 книги Царств мы знаем, на какие унижения он пошёл ради того, чтобы не вспыхнуло народное восстание и не пролилась кровь его сына, которого он очень любил.
Когда же сын не удовлетворился добровольным отказом отца от престола и отправился вслед за ним, чтобы выследить и умертвить, Давид под страхом казни приказал своим слугам не убивать Авессалома и не причинять ему никакого вреда. Вместо того чтобы вступить в битву с неприятелем, царь, победивший во многих сражениях, скрывался в пещерах, прячась от стрел и мечей слуг Авессалома.
И у Бога царь тоже не просит смерти для своего сына. Он молит погубить тех врагов, которые «угнетают душу его» — то есть бесов, кознями которых сын восстал на отца. История, рассказанная во Второй книге Царств, заканчивается печально: слуги Давида, защищая его от нападения войска Авессалома, оттесняют нападавших в лес. Авессалом запутался волосами в ветвях дуба, а слуги Давида в пылу сражения пронзили его стрелами.
«И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33). Народ вновь воцарил Давида над Израилем, но погибшего сына царь оплакивал до конца жизни.
Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Главные условия для того, чтобы эта молитва была услышана — смирение, покаяние и абсолютное прощение тех, кто послужил причиной наших несчастий.