Мария Цырлина
Псалом 100. Избегать беззаконников
Этот псалом читается на первом часе.
1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
Русский синодальный перевод более точен: пророк будет воспевать Божию милость и Божий суд (справедливость) и петь хвалебную песнь Богу. Милость Божия в этих строках псалмопевца предшествует суду, предваряет его.
2 Пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне;
прехождах в незлобии сердца моего, посреде дому моего.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?»
Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
«В пути непорочне». Дословно в древнееврейском: «буду поучаться в непорочном пути». Путь здесь — как образ жизни. Свт. Афанасий Великий толкует это место: «Не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным».
«Когда приидеши ко мне?» Свт. Афанасий Великий: «Надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу: когда приидеши ко мне?»
«В незлобии сердца». Так переведено слово с тем же корнем, что и у слова, употреблённого в отношении пути: «непорочность», т. е. — «в непорочности сердца». Блж. Феодорит Кирский: «В простоте проводил я жизнь». Свт. Афанасий Великий: «Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному помыслу». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: в подражании и уподоблении Богу (с. 396).
«Посреде дому моего». Блж. Феодорит Кирский: даже дома, где можно не соблюдать приличий, т.к. никто этого не увидит, оставался таким же, как и на людях. Свт. Афанасий Великий толкует «дом» как сердце или внутреннюю часть человека: «Весь заключась в себе самом, в чистоте прехождах». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Внутренний храм души» (с. 396).
3 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную:
творящыя преступление возненавидех.
4 Не прильпе мне сердце строптиво:
уклоняющагося от мене лукаваго не познах.
5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях:
гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной;
дело преступное я ненавижу:
не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня;
злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню;
гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
«Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную». В древнееврейском тексте: «вещь бесполезную, непотребную». Блж. Феодорит Кирский: «Не только гнушался делами законопреступными, но удалял от себя и помышление о них».
«Творящыя преступление». Дословно: «уклоняющегося (с пути), совершающего промахи».
«Не прильпе» — «не прилепится, т.е. не будет мне близким».
«Уклоняющегося от мене лукавого» — в древнееврейском тексте фраза «уклонится от меня» отнесена к предыдущей части строки: «Сердце извращённое (испорченное) уклонится от меня. Злого не буду знать».
«Оклеветающего тай» — т. е. втайне.
«Гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях». Совместная трапеза всегда была выражением близости, тесного дружеского общения. Поэтому псалмопевец уклоняется от трапезы за одним столом с гордыми людьми. В древнееврейском подлиннике: «с [человеком] гордым очами и надменным сердцем».
Свт. Афанасий Великий: псалмопевец не только не творил всех этих беззаконий, но и уклонялся или сам удалял от себя тех, кто их совершал. Слова этих строк о творящих преступления, строптивых сердцем, злых, гордых и тайно клевещущих на ближнего святые отцы относят как к людям, знакомым псалмопевцу, так и к бесам, которые стремятся соблазнить человека на эти беззакония. От них псалмопевец удалялся для того, чтобы не соблазниться от них и соблюсти себя в чистоте перед Богом.
«Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Возлюбим прекрасную науку — не только не клеветать, но даже и не слушать осуждающих, потому что общение со злыми повреждает добрые нравы. Эти слова относятся и к диаволу. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Ибо Писание говорит: не всякому словеси емли веры (Сир. 19:16)» (с. 396).
6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною:
ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню:
глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне;
кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно;
говорящий ложь не останется пред глазами моими.
«Очи мои» — т.е. я обращал всё своё внимание…
«Верныя земли». Блж. Феодорит Кирский: «Те, которые украшались верою и высоко чтили божественное».
«Я» — «их».
«Не живяше посреде дому моего». «Псалтирь в святоотеческом изъяснении» Толкует эти слова в переносном смысле: «не живёт в сердце моём» (с. 397).
«Творяй гордыню». Дословно в древнееврейском тексте: «творящий обман»; эта строка составляет параллелизм к следующей за ней. В переносном смысле имеются в виду лукавые помыслы.
«Не исправляше пред очима моима». В древнееврейском: «не будет твёрдым в моих глазах», «не устоит в моих глазах», что значит «будет отвергнут мной».
8 Во утрия избивах вся грешныя земли,
еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли,
дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Во утрия». Церковнослав.: «утрие» — «утро следующего дня» (словарь прот. Григория Дьяченко). В переводе псалма употреблено множественное число, что является калькой с древнееврейского, в котором выражение «в утра» означало «каждое утро». В поэтическом языке псалмов «утро» чаще всего означало не прямое указание времени суток, а выражение готовности как можно раньше начать что-то делать (так же, как «вечер» нередко означал конец человеческой жизни, когда уже поздно что-то начинать).
«Грешныя земли» в этом псалме противопоставляются «верным земли» — обобщённый образ всех грешников и всех праведников, живущих на земле.
Свт. Афанасий Великий: «Грешными называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. Градом Господним именует святую душу». Но, конечно же, не только о борьбе с помыслами писал автор псалма, но и о своём желании искоренить всех грешников из града Божия (которым часто называли Иерусалим), в полном соответствии с ветхозаветными законами — побивать камнями и предавать смерти другими способами грешников, как, например, блудников, убийц, тех, кто хулит Бога или злословит своих родителей (подробнее см. книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие).
Это своё желание соблюсти во всей полноте ветхозаветные заповеди псалмопевец также вменяет себе в праведность, с нетерпением ожидая пришествия Божия (см. начальные стихи этого псалма). Нам же, христианам, живущим после установление Нового Завета, последние слова его следует понимать только в том смысле, в котором их комментировал святитель Афанасий.