Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Протоиерей Владимир Шутов о почитании Царской семьи, носорогах и лечении любовью

В жизни некоторых христиан порой случается большая любовь к какому-то одному святому. И в этом нет ничего плохого — до тех пор, пока эта любовь не начинает затмевать Самого Христа. Так случилось в отношении почитания Царской семьи. Желание видеть в ней искупителей греха русского народа вылилось в ересь царебожия.

Как Церковь на самом деле относится к царственным страстотерпцам? В чём мы должны им подражать? Где проходит граница между почитанием святых и отступлением от учения Церкви? Со своими вопросами мы обратились к протоиерею Владимиру Шутову, настоятелю храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

— Отец Владимир, как Церковь относится к царственным страстотерпцам? Почему неверно называть царя Николая Второго «искупителем»? В чём опасность такой позиции?

— Никакого святого нельзя называть искупителем, потому что это противоречит самой православной вере. Искупитель только один — это Господь наш Иисус Христос. Он пришёл на землю, чтобы искупить грехи всего человечества, начиная от первого человека — Адама, и заканчивая последним человеком, который когда-нибудь родится в этот мир. Какая бы то ни было подмена на каком бы то ни было уровне — это ересь. Этого нельзя допускать, ни под каким предлогом. Никакого святого нельзя ассоциировать с Божественным Искупителем.

Сам царь Николай в своей жизни никогда не отступал от догматов Церкви и не позволял другим этого делать. Сейчас его имя используют люди, которые по невежеству, черпают свои знания не из чистого источника — Священного Писания, Священного Предания, толкований святых отцов, а из источников «мутных» — непроверенных. Священное Писание писали святые люди, движимые Духом Святым. А то, с чего пошла ересь цребожия, писали люди, которые зачастую скрывали свои имена. Они вбрасывали искажённую мысль в церковную среду, чтобы внести раскол. Я бы сказал, что это враги Церкви.

 

Читать, что написано

Церковь определила свою позицию по отношению к царской семье, когда их прославляли в лике святых — в документе о канонизации. Там всё чётко и ясно написано. Не на одной странице говорится, за что, как и почему мы их почитаем.

Общаясь с людьми, желающими особого почитания этих святых, я спрашивал: «Вы хотя бы документ о канонизации читали? Что там написано?» Как правило, не читают. Я объясняю это исключительно невежеством. Когда человек захочет правды в интересующем его вопросе, когда он прибегнет к усердной молитве, чтобы Господь просветил его — «Господи, открой мне, где правда, где истина?» — и начнёт читать чистую, проверенную информацию, он быстро поймёт, что к чему.

Почему среди простых людей из глубинки, как у нас на приходе, например, не прижились эти идеи? Для них это всё сложно, непонятно — потому и отторгалось. А вот простая евангельская истина, которая говорила о Господе как Искупителе, — сохранилась в душах и даёт свои плоды.

— Как же Церковь относится к царской семье?

— Мне всегда интересно: почему мы всегда останавливаемся на царственных мучениках? Почему никто не спрашивает, как церковь относится к Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадскому?

Мы знаем, что соборный разум Церкви принял решение о канонизации императорской семьи. Поэтому позиция у Церкви одна: это святые люди, которые своей жизнью свидетельствовали о Христе и должны быть для нас примером. Вот позиция Церкви! Любое отклонение, хоть вправо, хоть влево, — это отклонение от мнения соборного разума Церкви. И в нём есть опасность впасть в ересь, заблудиться. Лучше всего принимать официальное решение Церкви и не выдумывать ничего, не высасывать из пальца какое-то своё особое направление богословской мысли.

 

Без особого отношения

Церковь относит царскую семью к лику святых — не выделяет, но и не умаляет их достоинства. Читаются акафисты, служатся молебны, распространяются иконы, проводятся мероприятия, строятся храмы и монастыри в честь царственных страстотерпцев. Но то же самое делается и по отношению к другим святым нашей Церкви. Особого отношения какого-то, повторю, нет.

Много веков назад был спор после земной жизни святых Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, когда часть верующих разделились на почитателей каждого из них. Спорили, кто из святых выше, и в результате разделились. И Господь сотворил чудо. Святители явились во сне одному архиерею и сказали: мы-то у Бога все одинаковы!

Так и святые страстотерпцы. Они влились в сонм святых, в земле Русской просиявших, в сонм мучеников Русской Церкви, и разве можно вычислять, кто из них кто больше, кто меньше?

 

Почитать святых — трудиться над собой

Я бы хотел, чтобы люди обращали внимание на то, что делали святые страстотерпцы. На то, за что мы их прославляем. Достаточно маленькой строки из письма святой страстотерпицы Ольги, в котором она передаёт слова своего отца. В одном из последних писем она пишет, что отец всех давно простил и за всех молится. И дальше: что совершаемое зло будет ещё больше, но что не зло победит, а только любовь… Вот это и нужно брать и воплощать в своей жизни. Чтобы мы порождали любовь, чтобы прощали всем. Это и будет почитание царственных страстотерпцев!

Взять в пример их отношение к тем, кто их сторожил. Этих солдат часто меняли. Набирали людей с негативным отношением к личности последнего русского императора, а через несколько месяцев общения солдаты в буквальном смысле боготворили его самого и членов царской семьи. За что? — За то, что они жили по-христиански.

Задайте себе вопрос: а много ли людей хочет со мной общаться? Мало, потому что я человек скользкий, трудный, я постоянно калечу их. А с царственными страстотерпцами хотели общаться. Этому нужно учиться! Нужно, чтобы там, куда мы шли, преображалось общество.

 

Змеи, голуби и носороги

— По какой причине могла возникнуть наблюдаемая пристрастность в почитании этих святых?

— Я всегда обращаюсь к словам Священного Писания. В Священном Писании есть ответы на все вопросы нашей земной реальности. Там есть такое повествование: один человек посеял доброе зерно, а другой, враг, пришёл ночью и посеял плевелы. Там, где есть доброе дело, будет и злое вмешательство. По словам Достоевского, «Бог с дьяволом борется, и поле битвы — сердце человеческое».

В этом вопросе много тонких моментов. Есть и политический мотив, который сыграл определённую роль. В советское время Церковь буквально выносили из жизни людей. Злословили и монархическую систему государственного управления вообще, и последнего императора в частности. В сознании многих людей эти моменты смешались. Умело пользуется нами враг рода человеческого, чтобы смутить даже избранных.

По словам апостола Иакова, «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна» (Иак. 3:17). А если всё делается с помощью только разума человеческого, с помощью акций, причём акций, переходящих в отрицание и даже в насильственное противодействие, — что доброго может выйти? Господь говорит: «Будьте мудры как змеи и просты как голуби» (Мф 10:16). А мы часто поступаем как носороги. Стараемся вломить в сознание окружающих нас людей ложную идею или неправильное отношение к тем или иным предметам, связанным с нашей верой.

А вера — тиха, мирна, послушна Божественным законам, её нельзя изменить, её нужно просто принимать, покорившись этой истине, смирив свою гордыню. Я считаю, враг рода человеческого находит гордых людей — и подстрекает. Пройдёт черёд царственных мучеников — найдётся что-нибудь другое. Какой-то новый эпизод, как с Пусси райот. Главное — разжечь страсти, ссоры, конфликты. А когда люди «грызутся» — какой тут дух мирен, какое смирение, какое спасение души?! Главное — доказать, кто прав, а кто виноват. Так что итог: враг человеческий настраивает людей друг против друга.

 

Соборное покаяние начинается с личного

— А как Церковь относится к призывам ко всенародному покаянию в цареубийстве?

— Ну, если практически говорить… К нам в храм приезжают автобусы, начинают какие-то бумажки, листовки раздавать, чины покаянные, целые трактаты написанные. С одной стороны, это вызывает улыбку, а с другой стороны — для людей это серьёзно. Приходится с ними разговаривать, объяснять.

Есть люди, которые стихийно «ура!» — и побежали. С этими проще. Объясняешь, что ведь всё начинается с покаяния. Обычного личного покаяния. Если у вас было в жизни, что вы злословили Церковь, участвовали в атеистических мероприятиях — покайтесь в этом. Но укорять себя в том, что когда-то кто-то где-то что-то сделал, даже не понимая того, что произошло, не зная истории — странно, по-моему…

Есть хорошие слова старца Паисия Святогорца: исправишься ты — и исправится частичка Церкви. Соборное покаяние начинается с личного покаяния. А личное покаяние — это не просто перечень грехов, рассказанных под епитрахилью во время всенощного бдения. Это исправление своей жизни. Как говорит апостол: покажи веру свою из дел своих.

Покажи свои дела веры! Ты год назад пришёл — ты выпивал, курил, сквернословил, а год прошёл — и ты избавился от этого. А ещё год прошёл — и ты можешь спокойно вынести порицание и поблагодарить этого человека, и помолиться за него. Можешь это? — Значит, ты справляешься, ты приносишь покаяние Христу, ты стремишься стяжать дух мирен и вокруг тебя могут спастись тысячи людей.

Серьёзные вопросы не решаются где-нибудь на кухне или в притворе храма. Для этого существуют у нас Архиерейский Собор, Поместный Собор. Если соборного решения не было — значит, ни о каком соборном покаянии не может быть речи. Это суррогат. Я предостерёг бы людей от участия во всём этом.

Приходите в храмы Божии, тихонечко исповедуйте свои грехи, своё невежество, свои ошибки. В этом будет исправление. Господь будет смотреть на вашу веру, давать дальше и дальше развиваться.

 

Градус любви

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Сейчас градус любви невероятно понижен. И это понижение градуса любви даст силу родиться антихристу. Дьявол сможет воспитать в человеке такие качества, что он просто будет страшилищем для всего мира. А охлаждается любовь от множества беззаконий. Чтобы этого не происходило, нужно покаяние, а не какие-то новшества.

Ведь часто те, кто вносит смуту, не являются прихожанами какого-то определённого храма. Как же можно искать истину, если ты даже в малом не был верен? Если ты ни с кем не трудился, не молился, в праздниках не участвовал, если в делах миссионерства, волонтёрства не подвизался, не помогал заключённым, больным — ты личность крещённая, но не определившаяся. И такие люди берут на себя решение глобальных вопросов!

Так что отношение к подобным призывам негативное, конечно.

 

Лечить любовью

— Как относиться к людям с такими перекосами в сознании?

— Как говорил Соломон: «Обличи разумного — и он возлюбит тебя, не обличай неразумного — он возненавидит тебя». Все мы ранены на поле духовной битвы. Мы должны помогать друг другу — и смотреть за собой. Что движет мной? Если любовь — то можно с человеком разговаривать. А если есть желание заставить человека мыслить нашими категориями — лучше не разговаривать, только молиться о нём.

Духовно больного человека нужно лечить только любовью. Это очень трудно, потому что эти люди настолько радикально настроены, что практически не идут на контакт. Приходят в храм, приносят какую-то икону непонятную, акафист неведомый — и всё, давай, служи нам молебен! Если я говорю, что не буду этого делать, — сразу вешают клеймо: жидомасоны! Разворачиваются и уезжают.

Тогда только молиться можно: Господи, прости их, ибо не ведают, что творят! Настави их на путь истинный! А если человек приходит и вопрошает: батюшка, объясните, в чём истина? — Нужно объяснить. Так и к вам могут обратиться — как к человеку более опытному, дольше посещающему церковь. И даже если вы не готовы — попросите отложить общение на какое-то время, подготовьтесь, почитайте. Или же предложите вместе сходить к священнику.

Если человеку действительно важно узнать правду — он придёт на встречу, пойдёт к священнику. Если нет — чем же мы можем помочь, кроме молитвы?

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Начало радости — быть довольным своим положением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100