Официальный сайт

27 сентября 2023 г.

Престольный праздник отметил Крестовоздвиженский храм Горловки

Престольный праздник отметил Крестовоздвиженский храм ГорловкиВ праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа и настоятель прихода протоиерей Сергий Книгницкий, благочинные Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки архимандрит Агафодор (Поляков) и клирик Крестовоздвиженского храма протоиерей Владислав Шестаков.

За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского кафедрального собора.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он напомнил о главном смысле изображения Креста Господня:

«В сегодняшний день мы должны спросить самих себя: стараемся ли мы быть похожими на Христа? Крест, который мы носим на своей груди, который мы видим, зайдя в дом Божий, — это не оберег, не какой-то обрядовый символ. Это напоминание о том, что, мы должны проводить нашу жизнь так, как нам заповедовал Христос, понимая, что это очень тяжело, но при этом не отчаиваясь».

По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход.

Митрополит Митрофан поздравил настоятеля и общину с престольным торжеством. В архипастырском слове он отметил, что Крест Христов призывает христиан к пути, противоположному пути этого мира:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры, поздравляю вас всех с праздником — Всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня!

Для современных людей, независимо от того, кто они — христиане, другого какого-то исповедания, верующие или неверующие, критерием того, как человек проводит свою жизнь, чего он достиг, стал успех. Так и говорят: «успешный человек» — богатый, здоровый, уважаемый, которого все знают и прославляют. Когда человек достиг этой вершины, современников уже не интересует, каким путём он туда добрался.

Нужно было ему быть честным или подлым, нужно было вести себя правильно или, наоборот, нарушать все законы, нужно было ему себя отдавать или забирать у других — это неважно. Главное — что ты на вершине успеха, тебя все знают, у тебя всё есть, а всё остальное не имеет никакого значения. И это то, к чему, так или иначе, стремится большинство людей. Главное — достичь успеха, остальное уже никого не волнует.

Но вот мы сегодня находимся рядом с Крестом Господним и понимаем, что христианину быть успешным можно, ничего в этом плохого нет, но для христианина, наоборот, важен не сам успех, а тот путь, по которому он прошёл свою жизнь. Господь каждому из нас этот путь предлагает: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Этот выбор нужно будет делать каждый день.

Каждый день тебе грех будет предлагать путь к успеху: обмани, предай, поступи нечестно, подло, низко, нарушь, и тебе будет выгодно, и ты будешь успешным, и тебе будет хорошо. А Крест будет говорить: „Отвергнись себя и следуй за Христом“. Поступать иногда придётся так, как тебе максимально невыгодно поступить, только ради того, чтобы не свернуть с пути, который предлагает нам Крест Господень.

Именно этот путь, который назван в Церкви тесным и узким, приводит человека к подлинному и настоящему благу, когда он по-настоящему счастлив здесь и перед ним открываются врата вечности. Христиан всегда было меньшинство, их никогда не было много именно потому, что настоящее христианство — это не просто традиции, обряды и обычаи, а следование по этому непростому пути.

Очень важно понять, что для нас как раз имеет смысл не то, куда мы придём. Наша жизнь с человеческой точки зрения может оказаться очень даже неуспешной. Мученики, преподобные, многие святые, пойдя по пути Христову, так и не смогли среди этого мира добиться так называемого успеха, а, наоборот, вынуждены были страдать. Для христианина важно то, как он прошёл свой путь, как складывался каждый его отрезок.

Дай Бог, чтобы мы были верными этому пути и чтобы мы всегда свою жизнь мерили не тем, чего мы достигли, а тем, как мы по этому пути идём. С праздником всех вас поздравляю! Сила Честнаго Креста пусть пребудет со всеми нами!»

 

Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с литиёй и чином воздвижения Креста в Богоявленском кафедральном соборе Горловки.

 

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняПраздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в честь события, произошедшего спустя три столетия после Воскресения Христова — в IV веке. Он прославляет Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклоняясь Кресту, христиане славят Господа, посредством Креста увенчавшегося Славой. Крест Господень обладает непобедимой и непостижимой силой, действующей среди христиан спустя многие столетия после смерти и Воскресения Христа.

Византийский император-завоеватель Константин Великий уверовал во Христа после того, как увидел знамение Креста на небе и услышал слова Господа «Сим победишь». Выступая в своих военных походах под христианским знамением Креста, он захотел отыскать тот самый Крест, на котором был распят Господь. Мать императора царица Елена отыскала Крест Христов, начав раскопки на развалинах Иерусалима, разрушенного в 70 году римлянами.

По обычаю того времени орудия казни зарывали рядом с местом её совершения. В течение последующих трёх столетий на месте страданий Христовых язычники соорудили капище Венеры, а затем вернувшиеся в город иудеи сделали всё, чтобы это святое место забылось. Тем не менее, святой царице Елене удалось разыскать старого иудея, который открыл ей, где находилась Голгофа. Впоследствии этот иудей, по имени Иуда, принял святое крещение. На указанном им месте нашлись три креста, которые чудом сохранились. Здесь же были обретены дощечка с надписью, которая была прибита над главою Христа, и гвозди.

Когда святая царица Елена молилась, чтобы узнать, какой из трёх крестов принадлежал Господу, неожиданно появилась погребальная процессия. По приказанию императрицы к умершему по очереди поднесли каждый из крестов. Когда умершего коснулся Крест Господень, тот ожил.

Узнав об обретении Честного Древа, большое число христиан, живших в Иерусалиме, поспешило поклониться ему. Из-за такого числа желающих Иерусалимскому патриарху Макарию пришлось воздвигнуть Крест на высоком месте, чтобы все смогли увидеть его. За силу воскрешать умерших и давать здоровье больным Древо Креста Христова стали называть Животворящим, за совершившееся через него наше спасение — Честным («драгоценным»).

Часть Креста царица Елена отвезла в Константинополь. Спустя десять лет на месте крестных страданий и Воскресения Спасителя она построила две базилики. Их освящение произошло 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года. На следующий день — 14 сентября (27 сентября по новому стилю) — в построенный храм Воскресения был перенесён Крест Господень. С этих пор стал отмечаться праздник Воздвижения Креста Господня.

Сама царица Елена не дожила до освящения храмов — она умерла в 327 году. Вместе с императором Константином Великим, который первым узаконил христианство в Византийской империи, она была причислена к лику равноапостольных.

Позднее части Святого Древа разошлись по всему христианскому миру, так что в Иерусалиме осталась лишь небольшая часть Креста, которая по сей день хранится в Храме Воскресения.

Поскольку в день Воздвижения воспоминаются страдания Спасителя, соблюдается строгий пост. Богослужение совершается в облачениях тёмно-красного, багряного (символ страданий Спасителя) или фиолетового (как в дни Великого Поста) цвета. Во многом молитвословия службы Воздвижения сходны с песнопениями Страстной Пятницы.

На утрени Святой Крест выносится на середину храма для поклонения и полагается на аналое, украшенном цветами. При пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» священнослужители и верующие трижды совершают земной поклон перед святыней. В течение ещё семи дней после праздника Крест находится на центральном аналое, где ему могут поклониться все приходящие в храм.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100