Официальный сайт

24 мая 2023 г.

Престольный праздник отметил Кирилло-Мефодиевский храм Горловки

Престольный праздник Кирилло-Мефодиевского храма ГорловкиВ день отдания Пасхи и прославления святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства города совершил Божественную литургию в Кирилло-Мефодиевском храме города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа архимандрит Тихон (Кондрашов), настоятель Казанского храма протоиерей Василий Туренко, настоятель храма Рождества Богородицы протоиерей Иоанн Дворянов и настоятель Кирилло-Мефодиевского храма протоиерей Василий Одовийчук.

По запричастном стихе к прихожанам обратился архимандрит Тихон (Кондрашов). Он напомнил о житии и трудах святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, а также призвал христиан сохранять душевный мир и благодарность Богу:

«Мы просим святых братьев-просветителей, чтобы Господь послал нам всем мир не только внешний, но и внутренний, потому что если в душах и сердцах людей не будет этого христианского мира, то не наступит мир и внешний. Если человек не найдёт возможности и необходимости благодарить Бога за всё, что Господь посылает ему в его жизни, он начнёт завидовать, он будет думать, что кто-то достоин, кто-то недостоин чего-то, кто-то имеет право на счастье, а кто-то его не имеет, кто-то имеет право на жизнь, а кто-то нет».

По окончании литургии митрополит Митрофан поздравил собравшихся с памятью святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и престольным днём храма. В кратком архипастырском слове он рассказал о том, как сохранять пасхальную радость вне зависимости от дат календаря:

«Пасхальная радость — это нечто особенное, и приветствие „Христос воскресе! Воистину воскресе!“ во всей полноте эту радость отображает. Хочется снова и снова говорить эти слова и слышать на них ответ, потому что в них заключается вся наша надежда, вся полнота радости и вся сила того, что Господь совершил ради нашего спасения. Бессмысленной жизнь делают не страдания, а конец бытия, когда непонятно, для чего человек живёт. Воскресение Христово наполняется смыслом даже то, что, казалось бы, смысла не имеет. Не радоваться этому невозможно.

Апостол Иоанн сказал нам, что Бог есть Любовь, и научил, что когда мы совершаем что-либо ради любви, то мы в этот момент наиболее близки к Богу. Пасхальная радость может в жизни человека присутствовать не только в тот период, когда мы по календарю празднуем Пасху. Мы знаем нашего великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, который всех, кто приходил к нему, приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!» и делал это потому, что он уже смог устроить свою жизнь таким образом, чтобы пасхальная радость в ней присутствовала не по расписанию, а всегда. Это и есть ответ на вопрос, можно ли с этой радостью в день отдания Пасхи не прощаться.

Мы знаем, что когда ты делаешь кому-то добро, то на душе становится хорошо, человек в этот момент испытывает пасхальную радость. Если мы хотим иметь как можно больше этой радости в своей жизни и не прощаться с ней по календарю, это и есть ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы она нас не покидала».

 

Свв. равноап. Кирилл и МефодийСвятые братья Кирилл (в крещении Константин) и Мефодий родились в Солуни (древнее название Фессалоник) в начале IX века. Их отец был славянином, военачальником, мать — гречанкой.

В то время в Солуни жило много славян. Братья прекрасно владели солунским наречием древнеболгарского языка, а также греческим. Один из братьев, Мефодий, благодаря знатному происхождению стал военачальником Славинии — византийской славянской области, расположенной на территории современной Македонии. Однако спустя десять лет после своего назначения он ушёл из мира и стал монахом.

Константин был на 12 лет младше Мефодия. Он учился в Константинополе вместе с юным императором Михаилом. Его учителем был будущий патриарх Константинопольский Фотий. После завершения учёбы Константин стал священником и хранителем патриаршей библиотеки при соборе святой Софии в Константинополе.

Вскоре и он принял постриг с именем Кирилл и стал подвизаться вместе со своим братом в одном из монастырей на побережье Чёрного моря. Однако по указу императора Кирилл вынужден был возвратиться в Константинополь и преподавать там философию. В философских диспутах он одерживал блестящие победы над иконоборцами.

По велению императора Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, возвестил о Христе эмиру милитенскому, ездил проповедовать в Хазарию. Но мечтой двух братьев оставалось обратить ко Христу славянские народы, которые в то время были язычниками.

Свв. равноап. Кирилл и МефодийВ 860–866 годах братья отправляются проповедовать в Болгарию и Великую Моравию — древнее славянское государство, включавшее нынешние территории Венгрии, Словакии, Чехии, части Польши и Украины.

Вместе с учениками братья составили славянскую азбуку и перевели на древнеболгарский (старославянский) язык Священное Писание, а также основные богослужебные книги. В то время все славянские народы говорили на очень близких наречиях и понимали друг друга. Поэтому язык одного из славянских народов — древних болгар, — на который просветители славян перевели священные тексты, стал языком богослужения всех православных славян и получил название церковнославянского.

Хотя до Кирилла и Мефодия славяне использовали разные варианты письма, именно созданной святыми братьями письменностью — «кириллицей» — благодаря её простоте с тех пор пользуются все православные славянские народы (славяне-католики пользуются латиницей).

В то время Западная Римская Церковь ещё не отделилась от Восточной, однако уже тогда между ними были разногласия. Римское духовенство утверждало, что молиться Богу можно только на трёх «священных» языках — латинском, греческом и древнееврейском, на которых раньше остальных языков молились христиане. Поэтому папа римский Адриан II посчитал святых братьев Кирилла и Мефодия, переведших книги на славянский язык, еретиками и вызвал их в Рим.

Базилика св. Климента Римского

Базилика св. Климента в Риме, где хранятся его мощи

С собой братья взяли и привезли папе обретённые в Херсонесе мощи святого Климента Римского, которые православные жители Херсонеса просили возвратить в Рим, на родину святого. Благодаря этому удалось уладить конфликт с папой: он утвердил богослужение на славянском языке и даже велел положить переведённые на славянский язык книги в римских церквях.

Святой Кирилл отошёл ко Господу в Риме в 869 году после продолжительной болезни и был положен в церкви святого Климента Римского.

Его брат Мефодий продолжил свою проповедь в Моравии. Несмотря на повеление папы римского разрешить славянам молиться на их языке, этому противилось немецкое духовенство. Мефодия схватили в Моравии и на три года заключили в один из швабских монастырей. Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён.

Мефодий до самой своей смерти проповедовал в Моравии, став архиепископом. В 885 году он тяжело заболел и отошёл ко Господу, назначив перед смертью своим преемником ученика Горазда. Отпевание архиепископа Мефодия совершалось на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

Мощи святого Мефодия погребены в соборной церкви столицы Моравии Велеград (сейчас — город в Чехии). За свои подвиги в проповеди Христа у славянских народов, подобно апостолам, братья названы равноапостольными. В день их памяти — 24 мая — отмечается День славянской культуры и письменности.

Цитата дня

«

Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100