07 апреля 2023 г.
Престольный праздник отметил Благовещенский храм Горловки
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском храме Горловки. Владыке сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, настоятель прихода протоиерей Александр Пеканов и клирики епархии.
За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского кафедрального собора Горловки под руководством Ольги Ильчук.
По окончании литургии митрополит Митрофан возглавил праздничный крестный ход, после которого обратился к горожанам с кратким архипастырским словом. Он призвал христиан подражать Пресвятой Богородице в решимости следовать за Богом:
«Этот великий праздничный день сегодня относит наш ум и сердце к началу нашего спасения. Началось оно со слов юной девушки, которая не только открыла ими всю красоту своей души, своего сердца, высоту своего духовного устроения, но и показала, что без этого фундамента невозможно строить никакой духовный дом, невозможно говорить ни о какой духовной жизни. Слова простые, которые легко сказать, но тяжело принять и исполнить: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Что за этими словами стоит? Почему они названы главизной спасения, фундаментом и началом домостроительства Божия?
Мы все говорим о великом смирении, которое в Ней проявилось больше, чем в ком-либо когда-либо из живущих на земле людей. Но что обозначает смирение, которое называют вершиной добродетелей и вершиной совершенства? Смирение не существует в человеке само по себе, без других добродетелей, оно становится их вершиной. Где смирение, там и благодарность, прощение, готовность исполнять волю Божию вопреки своей собственной воле, терпение выше человеческого ума и понимания, принятие с благодарностью всего того, что Господь посылает на жизненном пути. Именно это Она и имела в виду: „Я принимаю Тебя, Господи, всё, что Ты скажешь, вопреки своему желанию, вопреки своему пониманию картины мира. Я от этого не ожидаю ничего для себя хорошего, а только одни проблемы, но я всё это готова принять, потому что я раба Господня, и по слову Твоему готова исполнить любую Твою волю“.
Она смогла это сделать уже в пятнадцать лет. Мы не можем и сотой части этого, прожив, долгую жизнь. Принять волю Божию, смириться перед ней, согласиться сделать Его волю своей собственной волей для нас часто становится невозможным подвигом, думая о котором, мы приходим в уныние и говорим: «Нет, я этого делать не буду. Я буду делать то, что мне хочется. Я буду делать то, что я считаю правильным, а не то, что мне Господь подсказывает в Своём Божественном Слове. Я буду поступать так, как я люблю, а не так, как меня учит Евангелие». Мы так живём годами и десятилетиями, считая при этом себя христианами.
В нашей жизни часто не меняется ничего только лишь потому, что мы так ни разу и не задали себе вопрос: „А как я свою волю подчиняю воле Божией? Как я смиряюсь перед Богом? Как я принимаю то, что Господь посылает мне?“ Сегодня как раз тот день, когда все эти вопросы обязательно стоит себе задать.
То, что произнесла Дева Мария, не только для Неё стало отправной точкой, но и для христианской истории всего человечества, которая продолжается до сегодняшнего дня. Это и для всех нас отправная точка духовной жизни. Как только мы готовы будем эти слова повторить тогда, когда с нами происходит то, что нам не нравится, когда нам нужно делать то, чего нам не хочется, когда нам нужно идти туда, где будет трудно, это и будет то начало и то твёрдое основание, на котором потом можно строить всё.
Жизнь Девы Марии была непростой. Согласиться сказать эти слова означало попасть под подозрение праведного Иосифа, означало осознать, что Тот, Кто будет спасением всего рода человеческого, Свою жизнь закончит на Кресте, а Она будет свидетельницей крестной смерти Своего Сына. Означало понять, что Его последователи будут гонимы и презираемы всеми, а Ей нужно быть защитой для каждого из них, что христиане не всегда будут благодарны своему Спасителю и будут очень часто от Него отступать. Это всё нужно было принять сразу в один момент и всему этому сказать „да“. Божия Матерь это смогла сделать не только на словах, но и на деле.
Мы сегодня просим у Неё, чтобы мужество, решимость, смирение, любовь, доверие Промыслу Божию, без которого невозможна никакая духовная жизнь, стали содержанием жизни каждого из нас, чтобы у нас получалось это повторить вслед за Ней».
Накануне владыка совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
О событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки (Лк. 1:26–38). Архангел Гавриил был послан в Назарет к непорочной Деве возвестить Ей о том, что Господь избрал Её стать Своею Матерью, чтобы через Своё человеческое рождение спасти мир от греха.
Лишь спустя тысячи лет после совершившегося грехопадения Господь нашёл достаточно кроткого и смиренного человека, любящего Бога и ближних, чтобы через него совершить Боговоплощение. Этим человеком была Пресвятая Дева Мария.
В этот единственный в истории долгожданный час Архангел, возвестив Марии весть, смиренно стоит и ждёт, ожидая согласия Самой Девы. Вместе с ним замирает и ждёт ответа человека вся вселенная. Казалось, что может быть почётнее, чем согласиться на такую честь — стать Матерью Бога? Что может быть радостнее, чем родить Самого Прекрасного в мире Сына?
Но Господь через Архангела просит Марию согласиться не только на это, но и на мучения и крестную смерть Её Сына, которые надлежит Ему претерпеть ради спасения мира. Именно для этого и приходит Сын Божий на землю. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1:38).
По церковному преданию, в тот же час совершилось Боговоплощение, поскольку не было больше никаких препятствий Духу Божиему, всегда желающему пребывать в человеке, излить Свою благодать и силу на Пресвятую Деву.