Протоиерей Виктор Шинкарёв
Пасха после Пасхи
Христос воскресе!
Мы очень долго ждали этого торжества. Торжества радости, света, любви и надежды. Свет воссиял от гроба. Смерть повержена, адские врата сокрушены! Кто и как может омрачить этот день? Сама природа ликует от этого величайшего события.
Воскресение Христово — основа всей веры нашей, всего упования нашего и залог нашего воскресения и вечной жизни со Творцом. «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14). Факт воскресения Христова важнее для нас даже самого пришествия в мир Спасителя. Это видно и из того, что в центре богослужебного круга стоит именно Пасха. «Праздников праздник и торжество из торжеств». Торжество с особым призывом, который обратил к женам мироносицам Христос после Его воскресения: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9).
Радостью наполнен сам праздник, ведь у нас столько поводов для радости: жертва за спасение наше уже принесена, воскресший Господь всем открыл врата рая; ад низвергнут; «от смерти к жизни и от земли к Небеси» привёл нас Христос Бог.
Господь призывает нас отложить в сторону скорбь и земные заботы, простить врагов и обидчиков, забыть даже о своих грехах, ибо сегодня — день ликования и радости. Именно так чувствует себя христианин, когда сердце его озаряет пасхальная радость.
Хороший пример непрекращающейся Пасхи в душе христианина — преподобный Серафим Саровский, который каждого, независимо от времени года, встречал со словами: «Христос воскресе, радость моя!»
Именно это происходит с человеком при переживании светлых дней Воскресения Христова: его сердце наполняется радостью и светом, которыми хочется поделиться с каждым встречным, со всем творением Божьим.
А если это не так? Тогда нужно задуматься, как мы празднуем. Не стало ли второстепенное для нас центром праздника? Ведь радость Пасхи поселяется в сердце человека, если от не уходит с трапезы голодным, если он наслаждается Пиром веры — Божественной Евхаристией, если он приобщается Тому, Кто и устроил это торжество, Тому, Кто победил смертью смерть. Невозможно насладиться Пасхой, если центр праздника для нас — не литургия, а кулич и яйца.
Оттого и жизнь наша часто бывает исполнена скорбями и унынием, что, хотя мы называемся христианами, Христос — не центр нашей жизни.
Там, где Христос, не бывает грусти. Там, где Христос, нет места сумеркам. Там, где Христос — радость и свет. Радость такой величины, что сердце вместить не может, и хочется поделиться с ближними, и свет, который просиял на горе Фавор, который виден издалека и светит всем. Свет, который и других способен возжигать.
Если мы пытаемся жить по-евангельски, если мы ставим в центр нашей жизни Христа, то унынию не останется места в сердце нашем. Человеку всю жизнь приходится делать этот выбор: кого поставить в центр своей жизни, склониться в сторону добра или в сторону зла.
Не так давно мы вспоминали события последних часов земной жизни Спасителя. Вспоминали ту цену, которую Бог заплатил за любовь к людям. По сути, позиция каждого из нас похожа на ту, которую приняли окружавшие Христа в то время. И перед нами стоит выбор: предать за несколько сребреников Бога — или остаться с чистой совестью; отречься, пусть и на время, от Создателя — или идти на Голгофу вместе с Ним; поддаться воле толпы, или, по крайней мере, не выделяться, предать Бога крестной смерти, а отпустить разбойника — или нет; покинуть Иерусалим и отчаяться — или до конца иметь надежду на Бога и верить Его воле, и тогда воочию увидеть Свет воскресения. И перед нами каждый день стоит дилемма: как поступить? И она останется навсегда.
В завершение хотел бы напомнить слова преподобного Феодора Студита, которые он сказал монахам по окончании пасхальных дней: «Пасха прошла, и празднование окончено, но радость и праздник, если пожелаем, не прошли, ибо подобает нам всегда радоваться и праздновать духовно».
Воистину воскресе Христос!