Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Нужно ли учиться взрослому человеку?

Взрослые за партойЖизнь меняется, и всё чаще за парту садятся зрелые и в целом состоявшиеся люди. Зачем получать образование, будучи уже сложившейся личностью, имея семью, работу и кучу забот? Нужно ли учиться взрослому человеку? Что даётся тяжелее, а что легче по сравнению с классическими студенческими годами? С этими вопросами мы обратились к священникам нашей епархии, которые учатся в различных учебных заведениях.

 

Если берёшься за что-то, это надо любить

Архимандрит Тихон (Кондрашов), настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа г. Горловки, студент Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева, 47 лет:

Я учусь в Донецкой государственной музыкальной академии им. Прокофьева, на 4-м курсе исполнительского факультета, специальность — «композиция». Поступил в этот вуз, поскольку музыка занимает большое место в моей жизни. Желание получить профессиональное образование появилось у меня давно. Я пробовал себя в композиции, получалось неплохо, шёл рост. Брал частные уроки, занимался самостоятельно, но пришёл момент, когда понял: чтобы произведения были профессиональными — по форме, языку — нужно академическое образование. Раньше чутьё меня не подводило, более того — помогало в плане формы и гармонических построений, — но в целом получалось относительно просто. Если сравнить то, что я писал до академии, с тем, что сейчас пробую писать — учитывая, что это студенческие работы — это как сравнивать камень с горой.

Мысль получить профессиональное образование была ещё в начале 2000-х годов, но так сложились обстоятельства, что творческие дисциплины, которые меня интересовали, подразумевали непосредственную работу с педагогом. Требовалось постоянно присутствовать на учёбе, регулярно заниматься. Ведь с музыкой как? — если не позанимался, не просто остаёшься на том же месте, а скатываешься вниз. В те годы я ещё не созрел для того, чтобы полностью включиться в учёбу.

Архимандрит Тихон (Кондрашов)Я смотрю на образование как на процесс, а не как на уровень или статус. Главное — не цель, а путь к этой цели. Мне важно именно получать образование, образовываться. Почему музыка так важна мне, священнику? Во-первых, она, как пели раньше, «строить и жить помогает» (улыбается). Во-вторых, я считаю её одним из проявлений счастья, ведь люди поют, когда счастливы. В-третьих — ангелы тоже «не стихи читают», а поют гимны Богу. Всё перечисленное слилось воедино, и сошлось так, что я решил идти дальше в профессиональной музыкальной сфере.

На нашу землю пришли сложные времена. Чтобы не поддаваться досаде, унынию, некоторой растерянности, я облегчил жизнь, усложнив её — решил поступить в музыкальную академию на очное отделение. Поясню, что подразумеваю под словами «усложнил, чтобы облегчить». Однажды, когда я занимался с преподавателем по фортепиано, у меня не получался пассаж, и она посоветовала мне усложнить задачу: касаться клавиш не кончиками пальцев, а «косточками». Если усложнить задачу, исходная цель покажется лёгкой. Этот принцип работает не только в музыке, но и в жизни в целом.

Я учусь на дневном отделении, это непросто, поскольку главное моё служение — священническое. Что помогает справляться? Во-первых, у меня есть благословение архиерея. Я убеждён, что оно — не пустой звук, не обычное разрешение заняться желаемым, но молитва и помощь Божья. Во-вторых, если человек ставит цель, он к ней идёт. Я ведь учусь не для диплома. Притом, что уровень моих успехов достаточно высок, главное — не оценки и баллы, а знания и умения.

Если говорить о сложностях получения образования в зрелом возрасте, то первая из них — это, конечно, усталость. Очная форма обучения плюс священническое служение — это сложно, потому что священник всё время нужен на приходе. Второе — непросто учиться в другом городе, особенно в военной обстановке, когда дорога осложняется необходимостью пересекать блокпосты, долго ждать. Всё это очень выматывает, в результате накапливается хроническая усталость.

НотыС другой стороны — учёба организовывает. Я научился планировать дела на неделю, месяц, год вперёд. Это очень полезно. Приходится выстраивать графики, в которых гармонично переплетаются службы в храме, труд на приходе — и написание работ, семинары, подготовка к экзаменам, сдача сессий. Облегчает учёбу то, что ты уже сформированная личность и есть знания, полученные в прошлом. Очень помогает база, которую дали университет, семинария и духовная академия, плюс то, что сам учил и читал. Всё изученное отшлифовалось, оформилось, приобрело не столько количественный, сколько качественный вид. Это хорошо выручает. Многие общеобразовательные предметы я сдаю, основываясь на том, что уже знаю. Например, сдавал экзамен по русской культуре. Она тесно переплетена с русской историей и историей Православной Церкви на Руси, знания по которым я уже приобрёл. Имея интеллектуальную базу, гораздо легче формулировать и донести мысль. Этому также помогает опыт ритора — священник постоянно совершенствует его, обращаясь к верующим с проповедью.

Замечательно, что во время учёбы приходится общаться с молодёжью, это подстёгивает: если что-то не доделаешь, стыдно не только перед собой, но и перед молодыми сокурсниками.

Главное, к чему я пришёл, касается не только учёбы и образования, но вообще любого дела: если берёшься за что-то, это надо любить. Тогда всё будет получаться. Например, мы изучаем историю зарубежной музыки на протяжении шести семестров. Я изучал в музыкальной школе творчество Баха, Моцарта и других композиторов, но это несравнимо с тем, как воспринимаю его сейчас, когда знаю эпоху, понимаю состояние, представляю, как и чем дышал каждый из них. Для далёкого человека это всё скучно, а для того, кто живёт музыкой — наслаждение. Пусть приходится не доспать, не доесть, отказать себе в удовольствии поболтать с кем-то или отдохнуть. Неравнодушие и увлечённость становятся стимулом.

Учиться всегда хорошо и похвально, в любом возрасте. Главное — относиться к учению правильно. Есть люди, которые накапливают знания, и это превращается для них в какое-то стяжательство. У нас есть возможность образовываться, то есть создавать высокий образ в себе. Этот процесс всегда актуален, причём не только для школьников и студентов, но для всех: каждый из нас призван постоянно развиваться, преображать себя до образа Божия.

 

На Харьковских богословско-педагогических курсах

На Харьковских богословско-педагогических курсах

Если появляется возможность учиться, её надо использовать

Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, 34 года:

В настоящее время я — студент Киевской духовной академии, нахожусь на стадии написания диплома. Высшее образование получал с 2004 по 2009 год в Национальном аэрокосмическом университете, в 2009 году поступил в Харьковскую духовную семинарию, где учился по 2013 год. С 2007 по 2010 год был слушателем богословско-педагогических курсов при Харьковской семинарии, это было моё первое духовное образование.

Поступить в академию мне порекомендовали преподаватели. Сказали, что не надо откладывать, потому что потом будет некогда: затянут заботы, семья, жизненные проблемы. Я послушался совета наставников, к тому же на тот момент я уже выступал в академии на конференциях, меня некоторые преподаватели приметили. С Божьей помощью поступил и уже почти окончил курс. Могу сказать, что чем больше учусь, тем больше понимаю, что ничего не знаю. Образование — бесконечный процесс, так устроено Господом, что мы можем совершенствоваться сколько угодно, было бы желание. Бог создал мир прекрасным, гармоничным, сложным, и познавая его, мы не только расширяем горизонт знаний об окружающем, но и осознаём величие его Творца.

Священнику надо интенсивно заниматься самообразованием. Всевозможные академические курсы дают определённую базу, но её священнику мало. Он сталкивается с людьми, принадлежащими к разным слоям общества, с разным уровнем образования, и должен достойно ответить о нашей вере всем.

Современный священник должен грамотно пользоваться интернет-ресурсами, а не просто смотреть ролики на YouTube и читать новости. Надо знать, где именно искать нужную информацию, понимать, чем живёт мир. Помимо интернета, я активно пользуюсь словарями — энциклопедическим, русского языка, толковым, медицинским, юридическим и многими другими, потому что в повседневной жизни сталкиваюсь с множеством вопросов в самых разных сферах. Каждому священнику надо работать над собой и заниматься самообразованием. Например, я в последнее время изучаю историю философии, мне это всегда было интересно, а сейчас появились время и возможности заняться ей более глубоко. Изучаю также учебник по электротехнике — ликвидирую пробелы в своих знаниях. Недавно прочёл учебник для техникумов по отоплению в многоэтажных домах, потому что я с этими проблемами постоянно сталкиваюсь и хотел на более глубоком уровне в них разобраться. Ещё хочу выучить латинский язык.

Есть книги, которые священник должен изучать постоянно: это Библия, настольная книга священнослужителя, книга правил и канонов Православной Церкви, Закон Божий — его никто не отменял, так же, как и катехизис. Это базис, который постоянно надо прорабатывать.

Если бы мне предложили сейчас поучиться, я бы пошёл. Считаю, что, если появляется такая возможность, её надо использовать. Священник — это работник интеллектуального труда, ему необходимо обновлять и совершенствовать свои знания. Думаю, учиться нужно и важно всем, потому что жизнь становится сложной, в ней много явлений, с которыми мы раньше не сталкивались. Например, многие из прихожан пожилого возраста не умеют пользоваться компьютером, но сейчас государство даёт возможность пенсионерам изучить его совершенно бесплатно — есть специальные центры. Казалось бы, зачем это нужно? Да хотя бы для того, чтобы оплатить коммунальные услуги, обратиться в пенсионный фонд или различные социальные службы, не выходя из дома.

Для взрослого человека учиться — это нормально. Как показывает практика зарубежного мира, в течение жизни можно не раз и не два переквалифицироваться, приобретать новые специальности. Это очень полезно для мышления. Я замечаю, что к этому идёт и у нас: мало кому доводится прожить, не повышая квалификация, не проходя курсы и не получая дополнительное образование.

В зрелом возрасте учиться сложнее, потому что человек, как правило, очень загружен. Множество забот и проблем требуют сил и времени, поэтому на обучение у многих уже не остаётся ни того, ни другого. В студенчестве можно было всего себя посвящать учёбе, ничто не мешало. Зато сейчас есть опыт и знания, и благодаря этому учиться интереснее. Есть навыки учёбы, анализа, уже умеешь работать с литературой и другими источниками.

Я считаю, что учиться нужно, и на самом деле ничего этому не может помешать. Даже если нет возможности получить классическое образование, надо использовать возможности, которые дают общество, государство, книги и современные технологии.

 

Священнику необходимо постоянно учиться

Священник Вадим МорозовПротоиерей Вадим Морозов, настоятель храма св. апостола Андрея Первозванного пгт. Гольмовский, 50 лет:

Я из семьи металлургов: дедушки, бабушки, дяди, тёти, мои родители — все металлурги или связаны с этой сферой. Енакиевский металлургический завод нам как родной: мы жили в пяти минутах от него, там моё детство прошло. С восьми лет начал заниматься спортом, он меня очень увлекал, особенно футбол.

Учиться я пошёл в четырнадцать лет — поступил в Енакиевский металлургический техникум, где изучал производство стали. В те годы я продолжал активно заниматься футболом, у меня были хорошие перспективы в этой области. Металлургией особо не интересовался, просто надо было получить образование — вот меня родные и направили в ту сферу. Потом пошёл в армию, из-за плохого зрения служил в стройбате, в 1990-м демобилизовался. Работал я и на заводах, и на шахтах. В 1999 году вернулся в металлургию, работал в доменном цеху. Рассчитался перед рукоположением, в 2013 году. До того получать образование у меня нужды не было, а позже, когда стал священником, — уже не получилось: началась война.

Я отношусь к учёбе в любом возрасте одобрительно и даже с большой радостью. Сам я сейчас учусь заочно в Одесской духовной семинарии. К сожалению, объём знаний, который получает заочник, гораздо меньше, чем если бы я учился на дневном отделении, но выбирать не приходится. Совместить священническое служение, особенно в таком районе, как Гольма (один из наиболее страдающих от обстрелов район Горловки — прим. ред.), с очным обучением просто невозможно. Стараюсь компенсировать всё с помощью самообразования. Сейчас, благодаря системе, которую даёт семинария, организовать домашние занятия проще. Очень выручает интернет, раньше такой помощи у нас не было. Приходилось тратить много времени на поиски нужной литературы и информации.

Из сложностей, досаждающих мне, главная — возраст: когда уже даже не сорок, учиться труднее. С богословскими предметами, философией, литургикой проще — священник с ними постоянно сталкивается. Легко с предметами, по которым есть общие знания — культура, например. Но есть материал, который даётся сложнее.

Конечно, священнику необходимо постоянно учиться. У нас ведь столько академиков на приходе, так и стремятся доказать, что батюшка ничего не знает! Поэтому, занимаясь своим образованием, и сам увереннее себя чувствуешь, и людям помогаешь потихоньку.

Для учёбы часто очень не хватает времени. И всё же главная проблема — это обычная человеческая лень. Если человек горит, хочет что-то знать — ему не помешает ничего: ни война, ни занятость, ни другие препятствия.

 

Священник Димитрий ПаламарчукУчусь с огромной радостью

Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, 27 лет:

У меня складывается так, что с каждым годом я всё больше и больше хочу учиться, стремлюсь к этому. В школе мне было ужасно скучно и неинтересно. Это было огромной проблемой, и я очень радуюсь, когда встречаю людей, с ней не сталкивавшихся. Учился я в школе так, чтобы меня из неё не выгнали, и такой уровень меня устраивал. Я старался узнать что-то новое только по тем предметам, которые мне были интересны, их было не много — история, география, биология. Читать я полюбил тоже довольно поздно.

После школы я пошёл учиться на электрика. Полгода всё было хорошо, и вдруг на экзамене мне говорят: «Тебе три. Четвёрки закончились». Я не стал спорить, но в следующем семестре стал заниматься усерднее, чтобы получить законные четыре балла. Удивительно, но при гуманитарном складе ума я учился на электрика, то есть по специальности, где главный предмет — это математика, при этом в техникуме мне было гораздо интереснее учиться, чем в школе.

После окончания техникума я какое-то время работал, потом женился. Родились дети, я стал священником. Перед священнической хиротонией собирался идти в семинарию, но владыка Митрофан сказал: «Давай пару лет подождём». В итоге я в два года был в сане, но не учился.

Сейчас мне двадцать семь, я учусь заочно с огромной радостью. Процесс познания меня очень увлекает. Семинарский курс очень непростой, особенно для священника, когда уделить даже два-три часа времени для систематических занятий сложно. Приходится искать аудио- и видеолекции, чтобы нужный материал можно было в машине послушать или вне дома посмотреть. Помимо семинарского курса меня увлекла сфера нейролингвистики — в своё время мне попались лекции Татьяны Черниговской, которые меня невероятно впечатлили. Также регулярно слушаю лекции профессора Александра Филоненко.

Главное, что я вынес: учёба должна быть интересной. Не вижу смысла получать образование ради образования. Нужно посвящать время тому, что не оставляет равнодушным. Очень важно развивать мозг, расширять свой кругозор. Образование и в юношеском, и в зрелом возрасте важно потому, что не только даёт какие-то специальные знания, но расширяет круг возможностей для общения, что для священника очень важно.

В идеале учиться нужно всё время. Это не значит, что надо непременно поступать в вузы и осваивать тома философских трудов. Прежде всего надо стараться постоянно познавать что-то новое.

Зачем образование мне? Чтобы получить систему богословских знаний. Священнику нельзя без хорошей базы. Благодаря учёбе я не только получаю её, но и нахожу новых знакомых, получаю возможность общаться с преподавателями, задавать им вопросы, получать разъяснения. Конечно, на дневном отделении возможностей ещё больше, но в наше время смартфонов, вайбера и скайпа главное — не лениться и искать пути получения ответов на свои вопросы. Конечно, самое важное — чтобы эти вопросы были.

Не могу сказать, что испытываю большие трудности с учёбой, но заметил, что стал хуже запоминать тексты. А вот суть материала стал улавливать намного быстрее. По-прежнему плохо запоминаю имена и даты. Заметил также, что забывается информация, которую учил в техникуме, очень жалею об этом, но как иначе? Знания, которыми не пользуешься, утрачиваются.

Цитата дня

«

Начало радости — быть довольным своим положением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100