Мария Цырлина
Несохранившиеся храмы Горловки
Горное училище и Макариевский храм
16 августа 2019 года исполняется 141 год с момента открытия первого в городе храма — Макариевской церкви при горном училище имени С. Полякова. О ней и других несохранившихся до наших дней храмах — в материале.
Храм покровителя шахтёров
Макариевская домовая церковь была первым храмом на территории тогда только зарождавшейся Горловки. Посёлки Государев Байрак, Зайцево и Никитовка в то время были самостоятельными и не входили в черту города. В отличие от него, они существовали уже давно, примерно с XVII и XVIII века, как и храмы в них. В Горловке же первая церковь была открыта для нужд рабочих в 1878 году. Из-за активных разработок месторождений угля посёлок рос настолько стремительно, что не было времени построить для рабочих, всё прибывавших из разных городов и сёл, типовый храм. На это ушло бы много лет. Поэтому церковь решили обустроить на втором этаже горного училища им. С.С. Полякова. Это здание находилось при Корсунской копальне, на возвышенности недалеко от Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Потом на этом месте был профсоюзный комитет машиностроительного завода имени Кирова по улице Катериныча. До сих пор здание училища частично сохранилось.
Сама постройка трёхэтажного здания, крытого железом, обошлась Обществу южно-русской каменноугольной промышленности в 34 500 рублей. Для сравнения, средняя зарплата простого работяги-шахтёра в то время составляла 60 копеек в день — при 11,5-часовом рабочем дне. Дом-времянка, в котором жила семья шахтёра, оценивался в сумму от 10 до 60 рублей. На содержание училища упомянутое общество ежегодно выделяло порядка 10 000 рублей.
На первом этаже размещались столовая, кухня, три общих спальни для учеников, уборные и комната сторожа. На втором этаже, кроме храма, также располагались три классные комнаты и кабинет физики с коллекцией горных пород горловского рудника. На третьем этаже были устроены хоры храма.
Почему именно училище было избрано для открытия первой церкви? Домовой храм для учащихся предполагался изначально. Церковь вместе с хорами была включена в архитектурный проект здания. Это была традиция XIX века. Однако за неимением в посёлке другой церкви, на молитву верующие семьи рабочих приходили сюда. Всё способствовало этому: большое и вместительное здание стояло обособленно на возвышенном месте. Кроме того, училище в то время было единственным культурным центром молодого посёлка. Сюда стекалась молодёжь в свободное от работы время. Рядом располагались сад и пруд, которые были местом для гуляний жителей рабочего посёлка.
Горловка. Улица Базарная
Училище готовило горных инженеров, горных мастеров (штейгеров), машинистов и надсмотрщиков за специальными горными работами. Одним словом, элиту, будущее начальство над простыми рабочими. Им преподавались не только специальные предметы, но и русский язык, Закон Божий, алгебра, геометрия, строительное искусство. Курс обучения был четырёхгодичный. Правда, учились по факту всего три года: год была практика.
Поступить в училище было не так просто, к тому же обучение было платным. Полная плата, без льгот, составляла 180 рублей в год — в то время как рабочий шахты в среднем получал 140 рублей в год. Всех учеников разных курсов (возрастом от 14 до 21 года) в 1884 году, незадолго до открытия храма, было… 37 человек. Среди них — дети богатых мещан, чиновников и даже дворян, и всего три ученика из крестьянских семей. Они прибыли из южных, юго-западных, юго-восточных, центральных и северных губерний.
Это были в прямом смысле лучшие из лучших, способные в будущем возглавить руководство вступившим на путь процветания предприятием. При этом «золотая молодёжь» активно общалась с молодёжью местных трущоб, а училище стало первым образовательным и культурным центром Горловки.
16 августа 1878 года горное училище было достроено и открыто, а храм торжественно освящён — в честь небесного покровителя шахтёров, преподобного Макария Египетского. Согласно его житию, в молодости он работал на руднике — правда, не угольном, а по добыче селитры, которая в его времена (IV век) использовалась для производства метательных снарядов. Вот и избрали донбасские шахтёры преподобного Макария своим покровителем — ведь он, как никто другой, знает опасность их труда.
Сам Самуил Соломонович Поляков, строитель уже упомянутой железной дороги и благотворитель, в честь которого назвали горное училище и который им и заведовал, несмотря на то, что был евреем по происхождению, пожертвовал для храма средства. На них была привезена из Бахмута икона преподобного Макария. Престольный день храма отмечался 1 февраля.
Богослужения в первом горловском храме поначалу проходили только в праздничные дни — священников не хватало, их приглашали послужить из соседних сёл. Например, здесь служил священник из села Государев Байрак отец Николай Герцик. Случись что, священника в Горловке было не найти. Но уже через 17 лет, в 1895 году, здесь служили два священника и один диакон. Священниками при церкви были отец Георгий Фонте и отец Виталий Лашкевич; диакон — отец Димитрий Трофиновский.
За 1895 год в Макариевском приходе были крещены 319 детей, а уже в следующем году священники крестили 395 детей. 1895 год ознаменовался трагедией на шахте «Корсунская копь №1»: в аварии погибли 15 человек.
В отчёте управления Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности от 20 марта 1891 года отмечается: «Домовая при училище церковь навсегда будет сохранена, и ремонт её осуществляется за счет Правительства, содержание церковного причта — на основе утверждения епархиальным руководством, проводится за счет местных шахтеров и администрации Корсунской копальни». В этом отчёте утверждается, что не только администрация шахты «Корсунская копь №1» (будущая шахта «Кочегарка»), но и шахтёры отчисляли из своей довольно скромной зарплаты средства на содержание причта. Но зато ремонт храма проводился за счёт государства.
Николаевский храм на Кочегарке в 1920 годы
Дела у Корсунской копальни шли всё лучше. Уже к 1905 году в состав церковного причта Макариевской церкви входили четыре священника — иерей Михаил Муравьёв, отец Андрей Терлецкий, отец Николай Кудрявцев и отец Димитрий Преображенский, и два диакона — Елиодор Богородицкий и Иоанн Гаркаленко. В это время домовая церковь по-прежнему оставалась единственной на территории растущего посёлка Горловки.
Прихожан Макариевского храма к началу ХХ века уже было так много, что их не могло вместить здание церкви. За 1905 год в храме крестили 768 детей — в два раза больше, чем в первые годы после открытия храма. На службу в праздничные дни могли попасть не все — только те, кто приходил первым. Удивительно, что всё это происходило на фоне эпидемий тифа, бунта рабочих (1901 год), начавшейся революции и вооружённых столкновений в городе (1905 год). Чтобы помолиться за богослужением смогли все верующие жители Горловки, решено было построить новый храм при шахте, которая в то время уже носила название «Корсунский прииск №1». Николаевский храм, впоследствии — кафедральный собор города Горловки.
После завершения в 1905 году его строительства Макариевская церковь постепенно утрачивает своё значение. Она просуществовала ещё восемь лет, до 1913 года, а затем была закрыта — задолго до того, как в Горловке пришедшие к власти безбожники начнут закрывать храмы. Да никто и не думал тогда, что когда-нибудь настанет такое страшное время…
То, что храм уже давно бездействовал, не помешало пришедшим к власти в городе большевикам его «ликвидировать». Это случилось весной 1924 года. Сначала сняли и увезли на переплавку три бронзовых колокола храма. Полностью разобрали третий и второй этажи училища — на третьем этаже, над храмом, располагались хоры. Большевики не захотели оставить даже сами стены, хотя бы как память об истории города.
Старожилы вспоминают, что перед этим в церкви на втором этаже училища учинили погром. Молодые люди — исполнители — во дворе училища показательно жгли иконы. Новость о кощунстве разлетелась быстро. Это неадекватное поведение атеистов подняло весь город. К уже лет десять как забытому и закрытому храму стали стекаться толпы людей — кто поглазеть, кто помолиться о месте Божием или даже попытаться помешать кощунству. Женщины рыдали и крестились. Но церковь отстоять не удалось.
В том же 1924 году власти открыли в помещении бывшего училища горную школу «Рудник». В 1929 году она была преобразована в Горловский горный техникум. Благодаря этому обстоятельству здание, где располагалась Макариевская церковь, по сей день частично сохранилось.
В 1920 — 1930-х годах советским правительством в Горловке были закрыты и полностью разрушены следующие храмы:
Карта Бахмутского уезда с храмами. А.В. Науменко, 1914 год.
Александро-Невский храм
Храм, основанный в 1900 году при ртутном руднике Зайцево-Камышеватской волости (в двух верстах от станции «Никитовка») на средства владельца шахты Александра Андреевича Ауэрбаха. Адрес церкви звучал так: «Почтовое отделение Никитовское Бахмутского уезда, станция железной дороги „Никитовка“, в 2 верстах». В 1913 году у церкви было более 4000 прихожан. Кружечный сбор (годовая сумма пожертвований) на приходе составляла порядка 840 рублей, а свечей продавалось 17 пудов в год (почти 300 килограммов).
К моменту закрытия храма священником в нём был отец Порфирий Головащенко (в 1923 году ему было 65 лет), отец четырёх детей, награждённый медалью за труды в народном образовании. При нём псаломщиком служил Михаил Бензин, окончивший духовную семинарию. Священник получал жалование от рудника — 600 карбованцев в год (на 1913 год), псаломщик — вдвое меньше, 300 карбованцев. Рудник обеспечивал служащих на приходе жильём. Церковной земли храм не имел.
Старостой храма был крестьянин Иван Каможный. Просфорницей служила Марфа Коробчанская.
Церковь была закрыта в 1923 году «по желанию трудящихся» — первой из всех храмов Горловки.
«После закрытия церкви посельчане „на добровольных началах, за ненадобностью“ стали приносить в Рудничный совет иконы. Поступило их много, причём большинство было в позолоченных и серебряных окладах. Иконы переписали, но перед сдачей их в Никитовский райисполком местные активисты организовали, скажем так, инсценировку, которая привлекла большое количество зрителей. Перед зданием рудсовета был установлен больших размеров деревянный ящик в форме гроба, в который были сложены лики святых. Комсомолец Кузьма Кобцев, одетый в рабочий комбинезон, большим деревянным молотом забил „осиновый кол“ в этот ящик» («Воспоминания Е.Т. Аверкиной», 1966 год. — Музей истории города Горловка, НДФ 4156).
Дворец труда в Горловке. 1927 год
В церкви вначале устроили общежитие для рабочих, но вскоре выяснилось, что необходимости в нём нет. Тогда здание храма разрушили. Его камни использовали при строительстве дворца труда (будущий ДК шахты «Кочегарка»). В письме городского отдела Союза горнорабочих, присланном в Петровский райисполком в апреле 1925 года говорится: «Настоящим Горловское местное отделение Союза горнорабочих просит Вас разрешить нам произвести поломку закрытой церкви на Ртутном руднике и выбрать из имеющегося там камня пригодный строительный камень годный для постройки строящегося „Дворца труда“ в Горловке». Из этого письма видно, что даже в памяти безбожников святое место всё равно осталось храмом, несмотря на то, что оно уже успело побыть общежитием.
Успенский храм (молитвенный дом)
Деревянная церковь, построенная в 1907 году при шахте № 8 (Гаевого), в пяти верстах от станции «Горловка». «Почтовая телеграфная контора „Горловка“, в 5 верстах, станция железной дороги „Горловка“».
Храм насчитывал 3000 прихожан. За год прихожане зажигали у его икон 10,5 пудов свечей (178 килограммов). При церкви существовало братство в честь святителя Николая Чудотворца.
Ко времени закрытия храма здесь служил один священник — отец Николай Сокольский, 1876 года рождения, отец двоих детей. Он получал жалование от правления рудника 1200 рублей в год. Псаломщиком при нём служил Тихон Иванович Птица. Жалование псаломщика в 1913 году составляло 420 рублей. Его супруга служила просфорницей при этом храме. Церковным старостой был Антон Попов.
Успенский молитвенный дом был закрыт в 1923 году.
Освящение Николаевского храма в Никитовке. 1903 год
Николаевский храм Никитовки
Такая же участь постигла и Николаевский храм в поселке Никитовка, построенный в 1903 году. Церковь была выстроена из камня. Адрес храма звучал: «Почтовое отделение Никитовское, церковь при станции „Никитовка“». В 1913 году у церкви было порядка 1400 прихожан. Церковной земли храм не имел. Свою церковь прихожане любили. За год жертвовали на её содержание почти 1000 рублей, а свечей зажигали 12 пудов (порядка 200 килограммов).
К моменту закрытия храма в нём служил один священник — отец Григорий Курилов, 1864 года рождения, награждённый орденом святой Анны III степени, — и один псаломщик — Николай Георгиевич Добровольский, 1893 года рождения. Священник получал жалованье от управления железной дороги 450 рублей в год, псаломщик — 150 рублей в год. Церковным старостой был инженер Фёдор Каллинникович-Лященко (Справочная книга по Екатеринославской епархии за 1913 год. — Екатеринослав, 1914 год, С. 13, 97-98, 114-117, 121-122).
В 1923 году церковь закрывают, в здании храма устраивают кинотеатр имени Петровского. Затем оно было полностью разрушено. Нынешняя Николаевская церковь в Никитовке устроена в память о прежнем храме, но на другом месте. Сегодня на месте некогда разрушенной церкви возводится Иверский храм.
По сведениям книги «История Горловки в документах и материалах». – Ред. Сусликов В.Е., Шевлякова Т.Ю., Маслова Л.В. и др. – Горловка: «Полипресс», 2008. – 291 с.
Если вы располагаете сведениями о несохранившихся храмах других населённых пунктов на территории Горловской епархии, напишите нам на g.eparhia@gmail.com. Редакция будет рада продуктивному общению!
Читайте также:
Николаевский архиерейский собор Горловки: век истории