Протоиерей Алексий Акимов
Неделя о Страшном Суде: за что нас будут судить?
Отделение овец от козлищ. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия. V-VI вв.
Чему нас в этот день учит Церковь? Как понимать слова святого Евангелия, читаемого на литургии? Нужно ли сегодня бояться Страшного Суда — или можно погодить и наслаждаться жизнью? Об этом размышляет протоиерей Алексей Акимов, клирик Богоявленского кафедрального собора г. Горловки.
«Яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истинною своею» (Пс. 95:13).
В этот воскресный день Святая Церковь продолжает нас готовить к спасительному времени, к духовной весне для каждой христианской души — к Великому Посту.
Верующий человек обязан всегда помнить о том, что жить он будет вечно. Потому что душа человеческая бессмертна, её никоим образом невозможно уничтожить, её можно только спасти — или погубить.
Читая за богослужением притчу Спасителя о Страшном Суде, Церковь бьёт в набат, напоминая о неизбежной участи каждого: мы все предстанем перед Богом, и «дела наши осудят нас». Нам стоит образумиться, всерьез задуматься о своей жизни, делах, мыслях, желаниях, мировоззрении…
Святитель Феофан Затворник приводит такой пример. Вот представьте, что пришло известие с неба, что завтра или послезавтра придет Господь! Стал ли бы кто предаваться тогда утехам и забавам? Стал ли бы угождать страстям своим и грешить?.. Стал ли бы еще отлагать покаяние и исправление? Как ученики, для которых настает экзамен, думают только, как бы приготовиться к экзамену, — так было бы и с нами, если бы память Суда Божия никогда не выходила из сознания. Но наша проблема в том, что мы привыкли гнать от себя мысль о скором Суде Божием.
«Суд ждали сто, и двести, да что там, уже 2 тысячи лет прошло с того времени, как Господь проповедовал о Втором пришествии Своем. Так что ещё неизвестно, когда это всё может быть…» — иногда думаем мы. Но дело не в том, когда произойдёт ожидаемое, а в том, что оно всё-таки произойдёт! И нам придётся предстать перед Владыкой. В чём тогда найдём своё оправдание?
Критерием нашего оправдания, или же, напротив, — осуждения послужат наши дела. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35).
Господь есть совершенная любовь, милосердие, благость. Он хочет, чтоб и мы были любвеобильными, милосердными, творили добро! Ведь то, что делаем «одному из сих братьев Моих меньших», то делаем Самому Богу.
Услышав похвалы от Бога, «возлюбленные» спросят: Господи, когда это было? Когда ты алкал, жаждал, нуждался в помощи, и мы помогли тебе? Они и не припомнят, чем же и когда угодили Богу. Для праведного человека, исполненного любви к окружающим, не стоит вопрос, помогать ли сегодня тому или иному человеку. Не задумываясь, он станет творить добро всем в округе, насколько хватит у него сил…
И «проклятии» тоже станут спрашивать: А когда же мы не послужили Тебе, Господи?.. Если бы мы только знали, что в каждом нуждающемся — Ты!..
На жизненном пути нашем встречаются всякие люди. Вежливые и грубые, добрые и озлобленные, располагающие к себе и вызывающие неприязнь. Нам порой тяжело понять, как это можно любить всякого человека. Но начинать нужно с малого: с внимания к окружающим людям, к знакомым, соседям, к тем, кто рядом с нами стоит в храме на богослужении, с кем вместе работаем. Нужно увидеть в каждом человеке Христа, образ Божий и относиться к ближнему как к Самому Христу!..
Только тогда есть надежда услышать радостное: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:46).
Подготовила Екатерина Щербакова