Неделя 30 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1566 г. Музей изобразительных искусств, Будапешт
Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 30 по Пятидесятнице, перед Богоявлением. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Апостольское чтение
Второе послание святого апостола Павла к Тимофею, зачало 298, глава 4, стихи 5-8:
Тимофей, дитя моё, будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Выше помещён так называемый «Синодальный перевод». Но он страдает буквализмом, а поэтому совершенно не передаёт образность речи, присущую Апостолу Павлу. Ниже мы помещаем более точный в смысловом отношении. Для лучшего его понимания нужно вспомнить, что Апостол Павел пишет своё послание в эпоху, когда спорт составлял неотъемлемую часть любого жител Римской империи (каждый был если не спортсменом, то активным и грамотным болельщиком).
Тимофей, сын мой, обо всём суди трезво, умей переносить тяготы, делай своё дело — возвещай радостную весть, в совершенстве исполняй своё служение. Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние. Приближается время ухода. Я хорошо провёл бой*, я пробежал весь забег, я был верен правилам**. И теперь меня дожидается приз — венок праведности, который вручит мне Господь в тот день, а Он — праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждёт Его возвращения.
*Здесь это спортивная, а не военная метафора, сравнение с кулачным боем (см. 1 Кор 9:26).
**Выражение — игра слов: «я сохранил веру», которое можно отнести, как к спорту, так и к духовной жизни. Принадлежит к образной речи.
Апостол Павел находился в римской тюрьме, когда писал Второе Послание Тимофею. Это его последнее послание (2 Тим. 1:8,16; 4:6-13). Дата его написания относится примерно к 67 году. Как утверждает Священное предание, вскоре после этого апостол был обезглавлен.
Павел писал Тимофею с целью ободрить и поддержать своего ученика в его служении в Ефесе. Главная тема письма — необходимость хранить верность в наступающие трудные времена.
Столь многие, видимо, сделались противниками Павла или оставили его (1:15; 2:17; 3:1-9, 13; 4:3-4, 10-21), что нелицемерная вера Тимофея (1 Тим. 1:5) служила ему великим утешением.
Возможно, по характеру Тимофей был робок, застенчив и не слишком активен (2 Тим. 1:7). Поэтому Павел неоднократно побуждал его к энергичным, уверенным действиям (1 Тим. 1:3; 4:11; 5:7; 6:2; 2-Тим. 3:14; 4:2,5). Ничто, включая и юность Тимофея (1 Тим. 4:12), не должно было стать ему препятствием в служении (2 Тим. 2:1-7; 4:5). Он обязан был «воинствовать, как добрый воин» (1 Тим. 1:18; 6:12), активно распространяя благовестие и горячо защищая его, с использованием для этого в полной мере своего дарования (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).
Противопоставляет апостол Тимофея, как еретикам, так и их добровольным жертвам (о чём говорится в этом Послании ранее), — будь бдителен во всём, переноси скорби (сравните 2:3), которых будет всё больше, и совершай дело благовестника, проповедуя Евангелие при каждой возможности. Ибо в этом служение твоё.
То, что скорбной тенью нависало над этим посланием с самого начала его, теперь выражено недвусмысленно: Павел готовился к смерти. В свете этого обстоятельства призывы апостола, обращённые к ученику в предыдущих стихах, обретают дополнительную силу. И это «но ты», с которого начинается стих 5, звучит теперь контрастом не только по отношению к лжеучителям (стихи 3-4), но и по отношению к «Ибо я» в стихе 6. Павел уже не сомневался в надвигавшейся смерти; в греч. тексте тут сказано, что «я уже проливаюсь, как вино, приносимое в жертву Богу» (намёк на предстоявшую апостолу мученическую кончину). Время моего отшествия настало, пишет он.
Оглядываясь на свою жизнь, апостол говорит о ней так, как немногие могли бы сказать о своей. Подвигом добрым он подвизался (сравните 1 Тим. 6:12), течение совершил («пробежал положенную ему дистанцию»; сравните Деян. 20:24), веру сохранил.
В первых двух случаях Павел прибегает к излюбленным им «спортивным параллелям» (сравните 1 Кор. 9:24-27), а в третьем — он указывает на свою верность в соблюдении христианской истины (сравните 2 Тим. 1:14).
По причине верности своему долгу Павел не страшился встречи с Господом, праведным Судией, он знал, что для него уже приготовлена (так в греч. тексте) награда — венец (стефанос — лавровый венок, какими награждали победителей в спортивных играх) правды («праведности»). «Венец праведности» скорее всего надо понимать в том значении, что «венцом» явится признание праведности — так же, как в Иак. 1:12 и в Откр. 2:10 «венцом» является «жизнь». В день оный относится ко дню возвращения Христа. Венец, т.е. признание его праведности, Павел получит, наряду со всеми теми, кто горячо ожидал этого дня (сравните Тит. 2:13).
С сайта http://otveti.org/tolkovanie-biblii
Евангельское чтение
Евангелие от Марка, 1 зачало, глава 1, стихи 1-8:
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд. И проповедывал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас в Духе Святом.
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков — из Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (3:1) и из Исаии: «Глас вопиющего в пустыне» (40:3) и прочее. Это слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа.
Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа: «пред лицем Твоим» — значит близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи к Христу, так как и пред царями чествуют преимущественно родственные особы. «Глас вопиющего в пустыне», то есть в пустыне Иорданской, а ещё более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру.
Путь означает Новый Завет, «стези» — Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришёл пред царём, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царём. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд.
Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа.
А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское „плакахом“), и вы не рыдали», называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес» (Мф 11:17-18). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чём высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горé, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мёд, производимый пчёлами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мёд, но не трудились над ними и не исследовали их.
И проповедывал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Я, — говорит, — недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал (развязывал) ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашёл сего ремня, то есть греха.
Блж. Феофилакт Болгарский