Неделя 12 по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 12 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Апостольское чтение
Первое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, зачало 158, глава 15, стихи 1-11:
Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я вам возвестил, а вы и приняли, и твёрдо на этом стоите, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не напрасно уверовали.
Ибо во-первых, я передал вам то, что сам получил: что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания; и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, как предсказали Писания; явился Кифе, потом Двенадцати, потом явился более чем пятистам братьям одновременно (из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор); потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божией я есть то, что я есть, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною. Поэтому нет разницы, пришёл бы к вам я или они. Это то, что мы все проповедуем, и то, во что вы поверили.
Трудно переоценить значение прочитанного отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Исторически это послание открывает нам панораму жизни христианской Церкви середины I века в одном из центров греко-римского мира, жизни со всеми её проблемами и трудностями становления. В богословском же отношении это послание показывает нам первоосновы, азы нашего вероучения. И сегодняшнее чтение делает это с предельной смысловой концентрацией. В нём апостол Павел буквально, — и на этой буквальности он настаивает, — цитирует ранний христианский Символ веры, то Евангелие, которое он сам принял и в неизменном виде передал коринфянам.
Когда мы в нашем Никео-Цареградском Символе веры исповедуем Христа, распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, — то мы видим, что это почти буквальное воспроизведение того текста Благой Вести, которую Апостол принёс коринфянам: «Христос умер за наши грехи по Писаниям, и был погребён; и воскрес в третий день по Писаниям». Это исповедание веры через длинную цепочку поколений передано нам. Таково Предание.
Оно — как некая драгоценность, передаваемая из рода в род. Не то чтобы оно не подвергалось никаким изменениям во времени. Но его драгоценная суть при этом оставалась неизменной. Драгоценность же первого исповедания веры в том, что оно содержит в себе мысль о спасении. Спасает нас вера во Христа, за нас умершего и Воскресшего! Остановимся немного на этом древнем Символе. В отличие от Никео-Цареградского, он очень краток и состоит всего из четырёх членов: Христос
1. умер за грехи наши, по Писаниям,
2. и был погребён,
3. и воскрес в третий день, по Писаниям,
4. и явился Кифе, потом Двенадцати.
Предложения о смерти и Воскресении Христа построены с искусной параллельностью. И то, и другое произошло «по Писаниям». Эти ссылки на Писания без указания конкретных мест, — а таких можно было бы привести немало, — имеют целью засвидетельствовать, что события смерти и Воскресения Иисуса Христа произошли не случайно.
В связи со смертью Иисуса в Новом Завете часто можно встретить указание на исполнение Писаний. Почему? Потому что Древняя Церковь пыталась разрешить мучительную загадку смерти Богочеловека, объяснить смысл Его посланничества. И объяснение могло быть только одно: абсурдная по человеческим понятиям смерть Сына Божия произошла по воле Божией, выраженной в пророческих книгах Священного Писания. Отсюда и «по Писаниям».
Тем более обретает смысл добавка «по Писаниям» применительно к Воскресению Иисуса. Бог, поднявший Христа из смерти, — тот же самый подающий жизнь Бог, Который уже в истории Своего народа снова и снова проявлял Себя как Помощник и Покровитель. С этим понятием о Боге, дающем жизнь, связано и упоминание срока Воскресения. Оно произошло «в третий день». Дело в том, что «третий день» в Ветхом Завете — символический срок выступления Бога в защиту народа Израиля или какого-нибудь праведника. Достаточно вспомнить замечательное место из пророка Осии: «Пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос. 6:1-2).
Искупительная смерть Иисуса Христа и Его спасительное Воскресение — альфа и омега нашей христианской веры. Но нам может показаться излишним и странным упоминание погребения Христа как необходимого для веры факта. Однако в те далёкие времена это упоминание было необходимым, так как погребение считалось доказательством реальности смерти.
«Желая показать, что смерть была истинная, а не кажущаяся, как думали некоторые еретики, Апостол прибавил и это слово: и был погребён. Погребение есть подтверждение действительности смерти» (свт. Феофан Затворник).
Явления же Воскресшего доказывают реальность телесного Его Воскресения, которое тоже многими подвергалось сомнению. Здесь аргументацией служит не пустая гробница, а именно явления. Греческое слово, у нас переводимое как «явился», на самом деле означает «Он был увиден» или «Бог сделал Его видимым». В греческом Ветхом Завете это слово часто употребляется для явления Самого Бога, выступающего из Своей сокровенности. В Воскресшем Иисусе свидетели встречаются с непостижимой реальностью Самого Бога.
Именно поэтому евангельские истории о явлениях так затрудняются адекватно описать в словах и образах ни с чем не сравнимый опыт Богоявления. Древнее исповедание веры вспоминает явление Кифе, то есть Петру. Затем говорится о явлении Двенадцати как представителям нового народа Божия. Мы можем спросить, почему не «одиннадцати»? Ответ прост: «Двенадцать» стало к тому времени просто устойчивым определением первых Апостолов как таковых, так что здесь никак не отражено отсутствие Иуды.
Апостол Павел к упомянутым добавляет и прочие явления Господа, которые были известны ему из предания: явление более чем пятистам братьям, о чём нам Евангелия не сообщают, а также явление Иакову, брату Господню, первому епископу Иерусалима, и даже «всем апостолам». «Ибо были и другие Апостолы (кроме 12-ти), именно семьдесят» (св. Иоанн Златоуст). Наконец, апостол Павел в число явлений Воскресшего включает также собственный опыт обращения на пути в Дамаск.
Этот опыт был решающим поворотом в его жизни, превративший его из гонителя Церкви Савла в апостола язычников Павла, который исходил с проповедью об Иисусе Христе половину известного тогда мира. Воистину он «потрудился» больше всех других апостолов. Однако, прежде чем похвалить себя, он пишет, что Христос явился ему, яко некоему извергу — так в церковнославянском и в Синодальном переводе.
Слово «изверг» в современном языке означает злодея. Но если его переводить буквально, оно означает «выкидыш». Как писал блаж. Феодорит Кирский, Павел «уподобляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей». Возможно, это бранное слово («выкидыш, недоносок») могло происходить из арсенала противников апостола Павла. Но речь могла идти и о его собственном пренебрежительном самовысказывании, из стыда за своё дохристианское прошлое.
А свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Кто говорит что-нибудь великое о других, тот говорит смело и дерзновенно, а кто принуждён хвалить самого себя, особенно когда представляет себя в свидетели, тот стыдится и краснеет. Потому и этот блаженный муж наперёд уничижает, а потом возвеличивает себя». — И, скажем мы, возвеличивает себя с полным на то правом, как «Апостол язы´ков, огласивший до того времени всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. … Но он видит в этом не плод своего усердия, а дело благодати» (св. Феофан).
Воскресение Иисуса Христа из мёртвых — основное содержание древнейшего христианского исповедания веры и общее достояние всего христианства: «Мы так благовествуем, и вы так уверовали», — пишет Апостол. Но вера не висит в безвоздушном пространстве. Было и есть много свидетелей, которые говорят о себе: Иисус явился нам живым. Мимо этих свидетельств невозможно пройти, тем более что очень многие из них заплатили жизнью за своё свидетельство. Вечная им слава!
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Евангельское чтение
Евангелие от Матфея, 79 зачало, глава 19, стихи 16-26:
Пришёл однажды к Иисусу один юноша и спросил: Учитель благой! что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную? Он же сказал ему: почему ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди. Тогда тот спрашивает у Него: какие же? А Иисус ответил: Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний, чти отца и мать и люби ближнего своего как самого себя. (Втор. 5:16-20; Лев. 19:18)
И говорит Ему юноша: я с отроческих лет соблюдаю всё это; что ещё мне недостаёт? Иисус же сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение своё и раздай нищим, и приобретёшь сокровище на небесах; а затем последуй за Мною. Услышав эти слова, юноша отошёл в печали, потому что он был очень богат.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: богатому трудно будет войти в Царство Небесное. Более того скажу вам: легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, нежели богатому войти в Царство Божье. Услышав это, ученики в величайшем изумлении стали спрашивать: так кто же тогда может спастись? Посмотрев на них, Иисус сказал: это для людей невозможно, для Бога же всё возможно.
«Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, и в котором утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был и что Воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе (то есть Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу, говорит Апостол Павел, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но Благодатию Божиею есмь то, что есмь».
Видите, какое апостольское чтение святая Церковь избрала нам на сегодняшний день для того, чтобы утвердить нас в определённом настроении, которое должно быть у нас по ряду того чтения Евангельски — Воскресного, которое служит для нас опорою, утверждением нас в состоянии того, что мы живём здесь временно. А мы боремся против этого понимания, мы не хотим и думать об этом, но ведь это факт. Да, наша жизнь — это 70 лет, аще в силах 80 лет, а дальше — труд и болезнь. А сколько бывает трагических случаев, когда Господь пресекает земную жизнь и в юные годы, и даже в детстве.
О чём говорили нам Воскресные Евангельские чтения за последние недели? Они говорили нам о том, что мы должны быть совершенными, что нам нужно быть христианами, потому что всегда может наступить такой момент, когда Христос позовёт нас и скажет: «Иди за мной!» Но как же мы пойдём за Ним, если мы будем в духовном расслаблении, если мы будем духовно слепы и не будем видеть Его обителей горних? И Христос спасает нас от этих состояний. Он даёт нам Церковь Святую Свою.
А Церковь православная всегда напоминает нам то, что говорит Библия: как создан мир Божий, как жили первые люди, как совершилось падение. Адам не хотел идти от силы в силу, от благодати в благодать в общении с Богом, а захотел сам в себе иметь эту силу. И ушёл… ушёл в боковые пути человеческой жизни и поэтому лишился Древа Жизни. Но Господь, Милостивый, Бог Отец, даёт нам Сына Своего, который воплотился от Пресвятыя Девы, Который жил Евангельским Благовествованием и показал нам, как исполнить заповедь: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ.
В сегодняшнем послании Апостол Павел и показывает нам истинного, воскресшего Христа, Который приводит нас к Жизни Вечной. Ведь и сам Павел, будучи ещё Савлом, тоже блуждал в поисках Правды. Ведь он тоже вначале искал земного Христа, который освободит иудеев от власти Рима. Но когда он был на пути, чтобы гнать Церковь Божию, ему встретился Сам Христос, уже после Вознесения Своего, и тут Савл сделался Павлом. И, как мы слышали в сегодняшнем чтении, стал проповедником Воскресшего Христа. Он стал Новозаветным Человеком, который свершил, если можно так сказать, великую революцию в мире и превратил весь мир в искание Христа и стремление к жизни во Христе. С именем Апостола Павла связана вся Христова проповедь во всём мире.
Вот когда Святая Церковь утвердила нас в том понимании, что мы идём к Вечному Бытию через земное странствование ко Христу, когда Святая Церковь обращается уже к нам и показывает: не ошибитесь. Один юноша обратился ко Христу и спросил: «Что я сделаю, чтобы наследовать Царствие Божие?» (сегодняшнее Евангелие). А Христос сказал: «Исполняй заповеди». А когда этот юноша сказал: «Я от детства исполнял заповеди», Христос увидел его непонимание истины и сказал: «Тогда раздай всё, что ты имеешь и иди за мной».
А этот человек имел много и надеялся на это «много». Всё окружающее для него было реально, и эта реальность давала ему как бы твёрдость в жизни. А то, что говорил Христос о будущей Жизни, для него было нереальным. И поэтому, когда Христос сказал ему: «Иди и раздай…» Он подумал: как же я раздам? А что же я тогда буду иметь? — А что же он хотел иметь? ВЛАСТЬ, СИЛУ… БЫТЬ ЗЕМНЫМ ОБЛАДАТЕЛЕМ…
Апостол сегодня и говорит: «А что же земля? Ведь Христос ведёт нас в Вечную Жизнь. Христос спасает нас путём земным. Бог даёт людям способности и знания, это те разные пути, по которым люди проходят земную жизнь. Но в основе перед ними лежат Заповеди Блаженства: блаженни нищие духом, блаженни плачущие, блаженни кротции, блаженни алчущие и жаждущие правды, блаженни миротворцы, изгнанные, гонимые… Вот это всё небесные пути… Вот что Святая Церковь ставит перед нами.
Говоря нам о загробной жизни, о воскресении, не как о мысли, а как о действительной жизни и Апостола Павла, и всего нашего сонма Святых, показывает нам истину и показывает тот мираж, который кажется реальным, но если мы будем жить этой реальностью для того, чтобы стяжать земные блага, мы окажемся в пропасти, и всё останется у нас здесь. Не будет того, что будет Христово.
Так встанем же, братья, в тех призывах, которыми святая Церковь зовёт нас в сегодняшний день: не оставляйте молитвы, не оставляйте поста, который даёт сосредоточение и внимание, не оставьте и доброго сердца своего, которое стяжет вам и откровение от Господа, и ту радость духовной весны, которая утвердит вас в вечном бытии.
Архиепископ Андрей (Рымаренко)
Неделя 12 по Пятидесятнице (в формате pdf — для печати)