Протоиерей Геннадий Добронос
Можно ли доверять детей неверующим дедушкам и бабушкам?
Как быть, если родители ваши или мужа — неверующие? Опасно ли это для души вашего ребёнка? Может быть, не стоит позволять им часто общаться — мало ли, что они будет говорить о вере в ваше отсутствие! К тому же неверующий дедушка может обронить крепкое словцо, а бабушка — любить гороскопы… Что же делать? Как оградить детей от пусть невольного, но всё-таки негативного влияния не пришедших к вере близких? Нам ответил протоиерей Геннадий Добронос, настоятель храма Артемиевского храма пос. Долгая Балка.
Общаться нужно!
Я считаю, что доверять детей неверующим бабушкам и дедушкам можно и нужно. Во-первых, никто не отменял пятую заповедь — о почитании родителей. Отказывать нашим родителям в желании общаться с внуками — это акт непочтения.
Во-вторых, не все неверующие люди плохие или опасные для наших детей, чему есть множество подтверждений. Немало представителей прошлых поколений были неверующими, но они учили нас добру, правде, справедливости, честности, почтительности — и тому же будут учить наших детей. Вспомним, что Моральный кодекс строителя коммунизма был построен практически на заповедях Моисея, и если наши дети воспримут что-то из правил жизни таких людей, как наши родители, то надо сказать за это большое спасибо.
В-третьих, нельзя забывать, что бабушки и дедушки есть далеко не у всех, возможность общения с ними — временная. У нас с женой уже не осталось в живых никого из родителей. В прошлом году умер мой папа — человек очень умный, начитанный, мастер на все руки. Наши дети невероятно любили общаться с ним: он был с ними на равных и научил многому из того, чему я научить был не в состоянии. Так что представители старшего поколения — это кладезь знаний, и возможность пользоваться им — это дар Божий.
Не забываем о родительской ответственности
Однако есть и другая сторона рассматриваемой нами проблемы. Мы, родители, обязаны заботиться о духовном, моральном, этическом и физическом благополучии наших детей. Эта обязанность на нас возложена Богом. Если мы знаем, что со стороны бабушек и дедушек может быть причинён какой-то вред, его нужно минимизировать. Надо найти золотую середину между почитанием родителей, возможностью общаться с ними и получать от этого пользу — и какими-то негативными сторонами такого общения.
Если с их стороны появляются попытки атеистического воспитания, нужно об этом поговорить. Прежде всего следует объяснить: если они заинтересованы в общении с внуками и не хотят, чтобы нам было некомфортно, то не надо поднимать темы атеистического толка. Такой разговор не должен быть ультимативным или агрессивным — говорить надо спокойно и мирно, но убедительно. Если же попытки будут продолжаться, нужно предупредить, что в таком случае вы будете просто вынуждены ограничивать общение с вашими детьми. Это обычно срабатывает. Редко когда дедушка и бабушка отстаивают своё желание внушить какие-то атеистические идеи. Нормальные люди, как правило, заинтересованы в общении с внуками, поэтому идут на компромиссы и соглашаются обходить острые темы.
Нередко неприятие родителями веры детей происходит на первых этапах воцерковления, со временем же все постепенно привыкают к их образу жизни. В нашем случае Господь управил так, что родители потом сами воцерковились.
Конкретные опасности и меры их преодоления
Конечно, опасность для детей могут иметь не только мировоззренческие противоречия. Гораздо больший вред наносят идеологические споры и ссоры, которые им приходится видеть. Это плохо, потому что ребёнок в таких ситуациях получает психологическую травму, чего надо избегать. Если подобные случаи имеют место, нужно договариваться и просить родителей приостановить решение внутрисемейных конфликтов в присутствии детей. Обычно с этими просьбами соглашаются, и такой разговор имеет хороший эффект, поскольку положительно влияет на отношения между вашими родными: дети и внуки становятся для них примиряющим фактором.
Бывает, что в доме неверующих бабушек и дедушек внуки могут столкнуться с какими-то негативными привычками, например, со сквернословием. Когда дети научены, что это нехорошо и греховно, им сложно слышать брань из уст близких людей. В этом случае тоже нужно разговаривать и просить: вы можете между собой общаться как вам угодно, но постарайтесь не сквернословить в присутствии наших детей. Обычно такие просьбы срабатывают, более того: они благотворно сказываются на самих дедушках и бабушках, которые, привыкая сдерживаться перед внуками, постепенно очищают свой лексикон и сознание.
То же касается других вредных привычек: курения или употребления алкоголя. Вести себя нужно точно так же. Главный упор можно делать на то, что не пристало самым близким людям быть дурным примером для внуков. Если речь идёт именно о курении, подчеркните, что нехорошо, если дети будут пассивными курильщиками. Обычно этих аргументов достаточно — конечно, если мы говорим об адекватных людях, потому что бывают и патологические случаи, в которых детей приходится в прямом смысле слова защищать.
Я не говорю, что нужно полностью исключить общение сына или дочки со сложными бабушками и дедушками: можно их проведывать, но делать это придётся под вашим контролем. Во всех случаях нужно взвешивать риски и определять степень опасности такого общения. Если она высока — то здесь и меры будут другие. Если же мы говорим о людях нормальных — они поймут ваши аргументы, особенно если те будут спокойно и доброжелательно высказаны.
Есть ещё один момент — это телевизор, который дедушки и бабушки могут смотреть очень много. Сейчас к нему добавился интернет, в котором чего только нет — и не всё из этого нужно знать ребёнку. Порой передачи могут быть безобидными, но не детскими. Мы такие вопросы тоже оговаривали. Просили, чтобы дети не смотрели телевизор бесконтрольно, и подчёркивали, что лучше его вообще не включать, а больше общаться. У нас были ситуации, когда бабушка на кухне, а дети перед экраном. Это были девяностые, и по телевидению чего только не показывали. Мы обратились с просьбой не разрешать такого детворе, а если хочется посмотреть что-то вместе — то по программе можно выбрать хорошие фильмы или передачи.
Ещё одна проблема — печатные издания с не нужным детям содержанием. Сейчас газеты постепенно уступили место интернету, а вот в прошлые времена бывали ситуации, когда бабушка покупала жёлтую прессу ради какого-нибудь календаря огородника, не замечая, что на других страницах — гороскопы или ещё что похуже. Бабушке это всё не нужно, а вот дети, взяв полистать такую газету или журнал, сразу находят то, чего им лучше не знать.
То же касается литературы — как художественной, так и специальной, например, медицинской, где может содержаться информация, которую детям знать рано. Можно убрать такие книги повыше или спрятать подальше, пока дети не подрастут. Таких аспектов немало, и задача родителей — минимизировать любой вред, который может быть нанесён их чадам.
Особая форма миссионерства
Перед встречей с неверующими дедушками и бабушками я бы посоветовал побеседовать с детьми о том, что каждый человек имеет свободу выбора. Да, ваши родители живут не так, как принято у вас в семье, но это их решение, их жизнь. А с родственниками, повторю ещё раз, надо разговаривать с любовью и мягко. Не надо шантажировать и вести себя жёстко. Расскажите, что вы — родители, и обязаны перед Богом и законом следить за благополучием своих детей. Попросите не обижаться на ваши слова, призовите их стать вашими союзниками — они ведь тоже хотят, чтобы внуки были душевно и телесно здоровыми, воспитанными и адекватными. Мы поступали именно так, и, как правило, получалось со всеми найти общий язык. Надо понять, что ваши родные — хорошие люди, а их неверие — не повод не общаться.
Замечу, что верующие бабушки и дедушки тоже могут навредить детям. Порой с их стороны исходят опасности, которые родители просто обязаны купировать, чтобы общение не привело к унынию детей, страхам, обидам и другим проблемам. Так что верующим папам и мамам нужно всё время быть начеку. Наша задача — взвешивать плюсы и минусы любого общения, потому что именно мы способны установить баланс и выстроить хорошие отношения детей с нашими близкими.
Мне известны случаи, когда благодаря воцерковлённым детям и внукам через время воцерковлялись бабушки и дедушки. Если бы не их общение, возможно, этого бы не произошло, а ведь если наши родители уходят в вечность неверующими, это большая трагедия. Так что общение наших верующих детей с неверующими родителями — это одна из форм миссионерства. По этой причине нам надо постараться устроить их общение и поддерживать его — конечно, с учётом всего сказанного выше.
Записала Екатерина Щербакова