Официальный сайт

05 марта 2025 г.

Митрополит Митрофан: Желание найти Бога и быть вместе с Ним должно стать центром нашей жизни

Великий покаянный канон в Покровском соборе ЕнакиевоВ среду первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе города Енакиево. После чтения канона владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со Святой Великой Четыредесятницей! Сегодня среда, третий день поста. Продолжается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Впереди ещё весь пост со всеми его событиями, богослужениями, и впереди ещё весь подвиг, который нам предстоит каждому по мере сил нести до праздника Святой Пасхи.

Каждый год, когда наступает Великий пост, мне это напоминает учеников в школе, которые учили когда-то английский язык. У нас были учителя, и мы учили грамматику, правила, слова, тексты. Никто по-английски говорить не умел, но у всех была пятёрка.

Понятно, что выучить язык — это не сделать что-то одно. Нужно научиться говорить, а говорить стеснялись, потому что слова незнакомые, смешно звучат. Нужно научиться воспринимать на слух, что говорят другие. Мозг не привык к этому, и получается в голове каша. Нужно научиться читать текст, нужно ещё научиться самому писать и знать, по каким правилам это делать. Кто-то что-то одно делал лучше, кто-то другое, кто-то ничего, и двух слов вместе связать не умел. Оценки у всех были хорошие, и в дневнике, и в четверти. Потом в итоге школу заканчиваешь, написано, по английскому «пять», а говорить не можешь.

Почему мне это напоминает Великий пост? Почему мне это напоминает меня самого и тех, кого я знаю? Потому что мы, в принципе, все хорошо знаем, что делать. Уже знаем даже наставления и о посте, что это не просто воздержание от пищи, и о молитве, что молиться нужно душой и сердцем, вкладывая свою веру, свою любовь в каждое слово. И о любви к ближнему, и о том, что пост обязательно должен быть соединён с добрыми делами. Если кто-то у нас спросит, что такое пост и как поститься, что мы сделаем? Расскажем всё, что знаем. По сути, нам нужно пятёрку поставить, потому что про пост мы знаем всё.

Но если смотреть на пост только с этой стороны, то чего-то не хватает. Мы говорим о том, что последнее воскресенье перед постом нам напоминало об изгнании Адама из рая. Все предшествующие подготовительные недели и первые четыре дня чтения покаянного канона преподобного Андрея Критского напоминают нам о том, что у нас когда-то было что-то важное, большое и значимое, чего теперь у нас с вами нет, что мы потеряли. И это большое, важное и значимое называется, вроде бы, понятными словами: у нас было общение с Богом.

Но за этими словами для нас стоит нечто такое, что мы понять и осязать не можем, потому что личного опыта этого общения у большинства из нас нет. Пост нам Церковь предлагает как способ, как некое упражнение, с помощью которого к этому большому и важному мы можем попробовать вернуться.

Если этого не замечать, если этого не видеть, то всё то хорошее, что есть в этих днях, не только перестаёт быть хорошим, но даже и вредным становится. Вместо того, чтобы искать Бога, мы вгоняем себя в правила, устав, закон, порядок, в какие-то определённые вещи, которые ежегодно в посту происходят: «Мне так нравится, как поют „Душе моя“, на колени все становятся, свечка горит». Да и мне тоже нравится. Но тут вопрос: ради этого ли поют это песнопение?

Или человек говорит: «Мне так нравится молитва на Торжество Православия», или «Преждеосвященная литургия такая красивая, так здорово „Да исправится“, „Ныне силы небесные…“» Во всё это можно влюбиться, это всё очень красиво, это всё очень здорово, но можно, любя всё это, так и не найти Того, ради Кого всё это существует. А нам нужно это сделать.

Церковь определённо и прямо говорит о каждом из нас, что человек — существо богоподобное. Говорит о том, что каждому из нас когда-то было доступно общение с Богом, и мы его потеряли. Говорит о том, что вернуть это общение нам можно попытаться за то время, которое каждому из нас Бог дал, за время земной жизни. И у нас его не так много — «душе, восстани, что спиши?» Говорит о том, что это должно стать самой главной задачей в нашей жизни. А всё остальное — посты, молитвы, добрые дела, — это такие костыли и лесенка, сама по себе, без этой главной цели, не важная. Их можно любить, но можно и без них.

Церковь хочет, чтобы желание найти Бога и быть вместе с Ним стали центром нашей жизни, а пост должен каждому в этом помочь. Ведь человек живёт так, как будто это вообще не самое главное, как будто ему уже всего достаточно: сами по себе богослужение, пост, молитва, чтение уже заменили человеку Самого Бога. А Церковь хочет, чтобы мы Его искали, чтобы мы к Нему стремились.

Совершенно непонятным вне этого контекста становится, что делал преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей на камне. Чего его вдруг туда понесло? Почему нельзя было как-то по-другому? А если внимательно читать его житие и посмотреть его в контексте того, о чём мы сейчас с вами говорили, он в какой-то момент своей жизни приобрёл то общение, которое все люди потеряли, а потом опять Бога потерял. Он видел свою дорогу только на камне, только молиться до тех пор, пока не вернёт обратно, потому что без этого уже не хотел жить. Именно такие примеры помогают нам понять, для чего всё это нужно, в чём смысл всего того, что мы делаем, ради чего всё это существует.

Молитва — это просто конструкция из слов, если в каждое слово не вкладывать свою веру, свою любовь, своё желание быть с Богом. Слова сами по себе ничего нам не дадут. Пост — это всего лишь одно из занятий, если не попытаться почувствовать, для чего он существует, ведь тело настолько довлеет над нами и заглушает потребности души, что мы себя начинаем с ним отождествлять полностью, на сто процентов: хочу есть, хочу пить, хочу спать, устал, отдохнуть хочу, или скучно, хочу повеселиться.

А где же здесь душа в этих всех «хочу»? Пост предлагает нам ограничить тело в потребностях, для того чтобы ощутить, почувствовать, где она спряталась. Может, она тоже чего-то хочет, может, ей тоже чего-то надо, но она настолько слабенькая, что мы даже не слышим её голос в самих себе, мы даже не чувствуем, чего она хочет. А без этого пост зачем? — какие-то упражнения, диета. Подумаешь, все этим занимаются, даже люди неверующие. Да и добрые дела ведь не сами по себе, по словам преподобного Серафима Саровского, нужны нам, а для того, чтобы их ради Бога делать.

Что значит ради Бога? Это значит чувствовать Его присутствие в этом мире, в каждом живом человеке, который находится здесь, и не только в человеке, даже в творении. Идёт человек, выбрасывает бумажку мимо урны — но до того, как это он сделал, чище же было на этой земле, а у него не хватает сил до урны её донести.

А если человек чувствует красоту, которая в этом мире есть, он её не хочет портить. Ему это самому неприятно. И если человек в каждом, кто рядом с ним, — верующем, неверующем, старом, молодом, хорошо он себя ведёт, плохо себя ведёт, — научится видеть красоту, Божие творение, образ Божий, как по-другому он будет тогда воспринимать окружающий мир!

Добро — не просто ради добра, а для того, чтобы почувствовать, что весь этот мир в любви Бога. Всё, что в этом мире существует, создано Им, но не для того, чтобы мы его портили, разрушали, издевались над чем-то, делали хуже, а наоборот. Господь первому человеку заповедовал плодиться, размножаться и наследовать, то есть украшать землю. Делать её лучше, а не хуже.

И так за что ни возьмись, правила сами по себе — это просто правила, это просто костыли. А если понимать, ради чего их придумали, почему они существуют, ради чего они нам нужны — костыли ведь нужны не для того, чтобы мы с ними всё время ходили, а для того, чтобы, научившись ходить, бросить их и идти дальше.

Нам надо над всем этим задуматься. Если над этим не думать, если не пробудить в себе желание быть с Богом, искать Его, если не напоминать себе о том, что когда-то мы это имели, а теперь, потеряв, сидим как на реках вавилонских, ищем, как к этому вернуться, то тогда и смысл поста так и останется нам непонятен, хотя о нём мы будем всё знать и можем получить за это хорошую отметку.

Помоги, Господи, всем нам! Божией помощи и Божие благословение всем в предстоящие дни Святой Четыредесятницы! Храни всех Господь!

Цитата дня

«

Люди делаются лучшими, когда приближаются к Богу.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100