09 февраля 2025 г.
Митрополит Митрофан: Я делаю добро, а в ответ вижу только зло — где же Бог?
В Неделю о мытаре и фарисее и день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. В конце богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с престольным праздником нашего собора — днём памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской!
Вы знаете, что нижний придел нашего собора в 2013 году Блаженнейшим митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром был освящён в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, и мы этот день празднуем как престольный.
Сегодня мы вспоминаем трагическую страницу истории нашего народа. Бывает, согрешает человек, а бывает, согрешает весь народ. В Библии описываются периоды, когда согрешал народ израильский, отступая от Бога. Такая чёрная страница отступления от Бога есть и в истории нашего народа.
Люди поверили в то, что после освобождения от заповедей Божиих, от церковных правил и Предания им станет жить легко, весело и счастливо. Закрыли храмы, придумали безбожные пятилетки, запретили учить детей заповедям Божиим. Но счастье не наступило, мы это знаем. Плоды безбожия и неверия, выросшие в душах и сердцах людей, сделали их несчастными.
Мы знаем, что в тот период не только закрывались храмы, но и подвергались гонениям те люди, которые, несмотря на изменившуюся повестку дня, продолжали считать себя верующими, православными. Их объявили врагами государства, врагами людей — тогда было модно называть это «враг народа».
Их не просто предали общественному порицанию: их сажали в тюрьмы, их убивали разными зверскими способами, придумывая наиболее мучительные. Например, вешали на царских вратах, топили в проруби, сжигали, расстреливали — только за то, что они продолжали считать себя христианами и не готовы были отказаться от своей веры во Христа.
Вспоминая сегодня их подвиг, мы ставим себя на их место и думаем: а как бы поступил каждый из нас, оказавшись в этих обстоятельствах? Ведь это люди, которые жили праведно и по-доброму. Они были порядочными, они исполняли заповеди Божии — и в своей земной жизни вместо того, чтобы видеть себя счастливыми, благополучными, удачливыми, дожившими до глубокой старости, они столкнулись с тем, что пришли злые люди, взяли их за руки, лишили их всего: дома, имущества, семей, маленького человеческого благополучия и достатка — и начали над ними издеваться, смеяться.
Наверное, не раз они слышали от своих мучителей: «Ну где ваш Бог? Почему Он не приходит и вас не спасает? Почему ваша вера вам не помогает? Почему вы теперь, несмотря на то, что посвятили Ему всю свою жизнь, сидите в тюрьмах, умираете, лишились всего, что у вас есть?»
А разве такие же самые мысли не приходят сегодня в головы тех людей, кто, живя праведно и благочестиво, испытывает страдания и муки, вынужден терпеть лишения? Разве сегодня дьявол не приходит и не соблазняет верных мыслями: «А где ваш Бог? Почему Он вам не помогает и почему Он вашу жизнь не сделает счастливой и благополучной?»
Ведь сегодня счастливая и благополучная жизнь — это новый идол, новый бог, которому должны служить все и ради которого в жертву можно принести всё, что угодно: и честь, и совесть, и свою веру, и прочие вещи.
Для человека, утратившего веру и не ожидающего жизни будущего века, а живущего лишь здесь, на земле, всё очень понятно: зачем обременять себя какими-то дополнительными обязательствами, если можно здесь и сейчас коротко и счастливо прожить, несмотря ни на что? Но верующий человек смотрит гораздо дальше и гораздо глубже.
То добро, которое он сделает здесь, на земле, не всегда находит отклик в сердцах, и он не успевает насладиться его плодами. Господь когда-то ученикам говорил, что иные сеяли, а вы вошли в их труды, пожинаете теперь то, что не вы сеяли (ср. Ин. 4:38). Каждому из нас приходится сеять добро и в своём сердце, и в сердцах других, и рядом с собой, не ожидая в земной жизни награды и быстрого исполнения всех наших желаний.
Когда к нам придут соблазнительные мысли: «Где же Бог? Я делаю добро, а в ответ вижу только зло», — вспомним новомучеников и исповедников Церкви Русской, память которых мы празднуем сегодня. Вспомним, что и через это испытание силой веры можно пройти и его преодолеть.
Вспомним и то, что самое главное, чего хочет дьявол, — это чтобы мы потеряли веру в вечную жизнь и все цели ставили для себя только здесь, на земле, не заглядывая за предел вечности. Если мы так решим, то всё остальное сделать с нами будет легче. Тогда нам автоматически не нужны станут ни заповеди, ни правила, ни всё то добро, которое не находит здесь и сейчас мгновенного отклика. Нам будет легко от него отказаться, потому что выгоднее может быть как-то по-другому.
Будем помнить о той перспективе вечности, которую нам открывает память мучеников Церкви, ибо без веры в Бога и без веры в ту вечность, в которую мы все пойдём, потому что душа человека не умирает, невозможно было бы вынести все те страдания и мучения, которые они добровольно, имея возможность их избежать, претерпели ради своей веры.
Этот великий подвиг веры мы и прославляем сегодня, и сами себе напоминаем, что, идя по пути веры, мы можем столкнуться с такими же искушениями и испытаниями. Пусть пример святых новомучеников вдохновит и поможет каждому из нас не соблазниться, не отступить, не потерять эту ниточку, которая тянется в вечность, за те пределы, которые мы не можем постичь умом, и преодолеть все испытания, которые случаются в жизни каждого из нас! Никогда не унывайте делать добро, жить по вере, проявлять её в своих делах и поступках. Это тот путь, по которому призван идти христианин.
Благодарю вас за молитвы, которые мы все вместе совершили, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Господь пусть укрепит веру каждого из нас!