17 марта 2016 г.
Митрополит Митрофан: В дни Великого поста Церковь хочет дать нам истинную радость
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. После чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с началом Святой Великой Четыредесятницы! Вы не ослышались — да, действительно, поздравляю. Хотя мы привыкли к тому, что поздравляют обычно с праздником. А праздник — это всегда веселье, радость, торжество. Но разве первая неделя поста — это радость, торжество и веселье? Разве мы не надеваем чёрные одежды, разве не удаляем из своего быта все развлечения, которые были нам привычны во все остальные дни? Разве не меняются богослужения, которые стали продолжительными, не появились поклоны?
Разве не появляется мысль: скорее бы всё это закончилось, чтобы вернуться опять к своей прежней, привычной жизни? А у многих это не просто мысль, но даже и дело. Бывая в разных храмах в эти дни на чтении канона и не только, я вижу, что не всегда в храме много людей, не всегда все приходят на службу.
Для этого, конечно, есть и естественные причины: кто-то на работе, кто-то болеет, у кого-то есть свои семейные обязанности, которые он не может оставить. Но правда и то, что очень многие христиане не идут на службу просто потому, что лень, тяжело стоять, потому что служба длинная, и человек говорит себе: «Я устал, мне нужно себя пожалеть. Я и так уже один или два раза на этой неделе был на службе». Это нужно признавать и говорить самому себе, что иногда я не иду в храм не по каким-то внешним причинам, которые меня не пускают, а просто потому что мне лень и потому что я себя пожалел.
Так с чем же мы друг друга поздравляем, если службы тяжёлые, если на них не хочется идти, если еда — постная, которой не наедаешься? Христиане знают одну вещь, которой с первого взгляда не видно: что этот подвиг, эта борьба поначалу кажутся трудными, а потом человеку открывают другую сторону жизни, которой он раньше не знал, и которой без этого труда он бы никогда не увидел. И эта сторона настолько красива, настолько радостна и интересна, что ради неё не жалко и потрудиться, попоститься, помолиться, походить на службы и поделать поклоны.
Человек так устроен, что он без радости жить не может. В жизни человека она обязательно должна присутствовать. Как бы тяжело он ни трудился, какие бы лишения ни терпел, он знает, что рано или поздно это закончится, и за трудом последует награда.
Спортсмен трудится в спортзале потому, что он знает: когда он станет чемпионом, добьётся определённых результатов, ощущение того, что он смог, победил и достиг, перекроет все труды, которые он перед этим нёс.
Когда женщина беременна, ей очень тяжело. Она испытывает трудности и физического свойства, и морального. И сами роды — это тоже довольно болезненный процесс. Но она от этого не отказывается, потому что знает: радость, когда появится дитя, гораздо больше тех трудов, которые она понесла.
Земледелец идёт пахать поле, и ему нужно претерпеть жару, холод и ветер, побороться с сорняками и вредителями, переживать, потому что, может быть, он всё правильно сделает, а погода будет такая, что ничего не вырастет. Но он знает, что урожай покроет все его труды. Он возрадуется.
Когда человек учится, он тоже знает, что, какой бы трудной ни была учёба, но знания, которыми он овладевает, этого стоят, они ему нужны.
Так же и христиане: мы знаем, что за этим трудом стоит. Мы знаем, что без этого труда нельзя пробиться сквозь ту стену отдаления от Бога, которая стала для большинства из нас привычным состоянием.
Мы знаем, что никакие земные радости не постоянны и не окончательны — они приходят и уходят, но радость от общения с Богом, от того, что к сердцу прикасается благодать Божия, насыщает человека полностью. Он испытывает состояние, которое называется блаженство — когда не нужно ничего, когда у тебя уже всё есть, когда тебе хорошо прямо здесь и сейчас, даже независимо от того, голоден ты или сыт, богат или беден, здоров или болен.
Мы удивляемся, когда читаем жития мучеников. Они посреди тяжёлых физических мучений вдруг говорят о том, что испытывают радость. Ведь это невероятно, ведь такого не должно быть. Так думали и мучители, которые их истязали. Эта радость не была следствием каких-то земных вещей. Она была следствием того, что к человеку приходил Господь и поселялся в его сердце. Пост — это как раз время приобретения этой особой радости, особого духовного опыта, радости общения с Богом.
Мы знаем, что если собраться с друзьями и выпить с ними, то будет какая-то радость. Но лишь на короткое время — потом она быстро пройдёт, и жизнь останется такой же, как была. Можно радоваться новым странам, открытиям, новым знаниям, новому имуществу, новым друзьям и знакомствам. Но христиане говорят, что кроме всех жизненных радостей, от которых мы отказываемся, когда берём на себя труд поста, есть радость встречи с Богом, радость общения с Ним. Она появляется не в результате каких-то механических действий, когда ты просто от чего-то отказался, что-то перестал есть, а когда человек захотел уподобиться Богу, стать на Него похожим, когда человек захотел научиться от Бога самому главному — любить и дарить любовь другим, быть таким как Он.
Этому учит нас Святая Четыредесятница. Для этого дни поста. Именно потому мы друг друга поздравляем, что это время, как никакое другое, может помочь нам приобрести духовную радость. Поэтому нельзя поститься с унынием, так, как будто тебя заставили это делать. Нельзя поститься, потому что тебе кто-то сказал, что это нужно делать, но сам ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Смысла в таком посте нет, это бесполезно. Лучше пойти что-нибудь съесть и вернуться к своей прежней жизни, чем делать это, не зная, зачем.
Церковь ничего у человека не отнимает. Нам кажется, на первый взгляд, что у нас сегодня забрали привычный образ жизни, заставив нас поститься. Церковь, наоборот, хочет нам дать то, чего у нас в жизни нет, чего нам не хватает — подлинную радость и полную любовь. Но приобрести мы их можем не за деньги, а борясь с грехом, очищая своё сердце от греха истинным покаянием, совершая дела любви и милосердия. Вот способ, с помощью которого мы приобретаем эту радость, этот опыт, а значит, становимся богаче, делаемся такими, какими мы не были до этого никогда, приобретаем такое знание о жизни, которого у нас не было. И всё это нам даёт Церковь, всё это мы можем приобрести в дни Святой Четыредесятницы.
Вот почему нам напоминают евангельские слова о том, что когда ты постишься, не будь унылым (Мф. 6:17). Не показывай всем, что ты несёшь неподъёмное бремя, что тебе тяжелее, чем всем остальным. Не ропщи на то, что тебе трудно. Наоборот — радуйся тому, что ты можешь через этот труд приобрести то, чего ты никаким другим способом никогда не приобретёшь. Поэтому, всё-таки, я поздравляю вас с днём Святой Четыредесятницы, и хочу сказать, что это время даровано нам Богом для приобретения, для того, чтобы мы стали богаче. Хочу, чтобы никто из нас не унывал, никто не надевал на себя постную маску, которая не свойственна нам, а, наоборот, с радостью и рвением нёс этот подвиг, потому что именно такие подвиги угодны Богу. Именно такие постники приобретают плод, а не те, которые ходят с унынием и ждут, когда же это всё закончится.
Ученик на уроке сидит и смотрит на часы: он ждёт, когда учитель закончит лекцию, чтобы скорее пойти домой и заняться своими любимыми делами. Разве не такое бывает с нами в храме? Разве не так мы часто переживаем дни поста — как работник, который доработал до половины дня? Он уже устал немного и теперь думает: скорее бы вечер, скорее бы пойти домой. Мы с вами не должны быть такими. Мы должны научиться приобретать, а не терять, добиваться чего-то, а не отказываться, потому что это трудно, и нам вдруг стало в какой-то момент тяжело.
Да, нам трудно. Но ни в коем случае не бросайте, не останавливайтесь! Ни в коем случае не отказывайтесь из-за того, что это трудно, пройти по этому пути. Это очень важно для нас. Но при этом нужно всегда руководствоваться тем, чему учит нас Святая Церковь: что главное в посте — это не воздержание от еды, не поклоны, не то, что мы поменяли у себя в быту. Главное — чтобы мы научились тому, чего у нас не было раньше, приобрели то, чего у нас нет. А что нам нужно больше всего? Что мы меньше всего умеем в своей жизни? Любить Бога и друг друга. Именно это должно стать плодом нашего постного подвига.
Пройдя пост, мы должны понять, что сумели сделать что-то не для себя, преодолеть свою лень ради того, чтобы быть с Богом, сумели научиться больше молиться, больше внимания уделять своей душе, а не телу. И это будет плод. А если мы будем думать о том, что сумели что-то не съесть, — то это одно из самых первых упражнений, но далеко не самых важных.
Дай Бог, чтобы дни Святой Четыредесятницы для каждого из нас были наполнены радостью, чтобы они стали днями приобретения, чтобы мы научились тому, чего не умеем, и стали на один шаг ближе к Богу и друг к другу. Храни вас всех Господь! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!