Официальный сайт

01 марта 2023 г.

Митрополит Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона в Покровском соборе Енакиево

Великий покаянный канон в Покровском соборе ЕнакиевоВ среду первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе города Енакиево. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Енакиевского округа и настоятель собора протоиерей Алексий Суетин, благочинный Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов, клирики Покровского собора протоиерей Георгий Федотов и протоиерей Даниил Румынский.

После чтения канона владыка обратился к горожанам с кратким архипастырским словом. Он отметил, что в дни Великого поста Церковь каждого из нас призывает к подвигу веры:

«Сегодня мы третий раз собираемся вечером для чтения покаянного канона Андрея Критского. Пока у нас ещё не пропало усердие и потребность быть в храме, участвовать в каждом богослужении, есть желание строго соблюдать пост, но чем больше будет проходить дней, тем сильнее люди будут уставать, а желание это — становиться меньше. К концу поста, как правило, многие уже ждут, когда он скорее закончится и наступит Пасха. В этом нет ничего удивительного, потому что чем продолжительнее усилие, тем больше человек устаёт, тем тяжелее становится его подвиг. Так бывает во всём: и в повседневной жизни, и в работе, и в спорте — тем более, в жизни духовной.

Но зачем нужно это продолжительное усилие? Почему нельзя один день не поесть, один день усердно помолиться? Зачем это нужно делать так долго, в течение сорока дней? Почему Спаситель в пустыню ушёл не на один день, а на такой длительный срок, и, подражая Ему, мы тоже постимся не один день, не два, не три, не неделю? Причём мы заранее знаем, что устанем, нам станет трудно, и все эти дни мы не сможем провести одинаково строго.

Такая продолжительность поста связана с тем, как устроена наша человеческая природа. Чтобы происходили изменения, чтобы был результат, нужно длительное и постоянное усилие, которое со временем становится частью нас самих. Мы приобретаем навык, который по-житейски называют привычкой, для этого короткого усилия мало.

Важно, чтобы мы, когда постимся в первый день, представляли сразу и последний, распределяли свои силы так, чтобы их хватило на весь пост. Многие люди говорят: «Я пощусь первую неделю, пощусь последнюю неделю перед Пасхой. А с остальным монахи пусть разбираются, мне некогда, у меня свои житейские дела». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это не то, что предлагает Церковь. Мы свои греховные привычки растим годами, они становятся чертами нашей личности, и поменять их за одну неделю поста не получилось ещё ни у кого. Нам нужно продолжать совершать подвиг поста так, как мы его обычно совершаем в первую неделю. Это непросто, но этому надо учиться.

В дни памяти святых мучеников читаются евангельские слова о том, что претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22). Именно терпение до самого конца — важный признак того, что мы идём по пути духовному. На короткое усилие способны очень многие, а при длительном усилии уже нужно проявить подвиг веры.

Как правило, подвигом мы считаем нечто превосходящее обычные человеческие силы, но, если мы посмотрим на святых, они свою жизнь подвигом никогда не считали. Они делали то, что полагали должным исполнить, и при этом видели себя людьми грешными, несовершенными и точно так же, как и мы, понимали, что на всё сил не хватает, и проявляли иногда слабость, и поступали не всегда правильно. От нас они отличаются тем, что, несмотря на свои ошибки, слабости и неудачи, они не оставляли тот подвиг, за который взялись, и несли свой жизненный крест. Не бросали его ни при каких обстоятельствах, никогда не роптали и не унывали.

Дай Бог, чтобы это терпение стало частью и нашего характера, чтобы мы этому терпению тоже научились. Тяжело бывает терпеть, трудно бывает от чего-то воздержаться, где-то промолчать, не проявить свою гордыню или раздражение, не показать свою неприязнь. Но каковы плоды этого терпения! Скольких ошибок с его помощью человеку удаётся избежать! От скольких неприятных вещей терпение уберегает человека, когда он им побеждает свои собственные греховные страсти!

Именно со страстями нам предлагают бороться в течение Святой Четыредесятницы. Обратить нашу энергию, которую мы обычно направляем вовне, внутрь себя. Как я встречаю обстоятельства? Как реагирую на то, что ежедневно со мной происходит? Где я поступаю как христианин, а где, наоборот, веду себя так, что лучше бы никому не знать, что я христианин. Это предмет не только размышлений, но и духовного делания, когда мы исправляем не кого-то, а самих себя, когда мы трудимся не над чьими-то, а над своими собственными чертами характера, чтобы согласовать их с Евангелием. Дай Бог, чтобы у нас с вами всё это получилось!

Пусть милость Божия в дни Святой Четыредесятницы каждому из нас откроет нашу немощь, даст терпение претерпеть то, что необходимо для её преодоления и взращивания на этом месте добродетели. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!»

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Великопостное богослужение отличается от того, к которому мы привыкли в течение остального церковного года. В чин великого повечерия входит чтение ряда псалмов, покаянной молитвы царя Манассии, Символа веры и великого славословия, а также пение вдохновляющих на несение постного подвига песнопений «С нами Бог», «Господи сил, с нами буди», тропарей и иных молитв. Читается и обязательная для каждого постового богослужения молитва преподобного Ефрема Сирина. Завершается повечерие коленопреклонённой молитвой, после которой священник и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения.

Цитата дня

«

Ради тебя Бог смирил Себя, а ты и ради себя не смиряешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100