21 марта 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона в Иоанно-Богословском храме Шахтёрска
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Шахтёрска. Владыке сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Шахтёрского округа и настоятель храма протоиерей Богдан Ильчук, благочинный Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин и духовенство Шахтёрского благочиния.
После чтения канона митрополит Митрофан обратился к прихожанам с проповедью. Он напомнил о том, что победить грех только человеческими усилиями невозможно:
«Нам тяжело побеждать грех, страсти нашими собственными силами. Я скажу больше: скорее всего, и невозможно, потому что если бы было возможно, зачем тогда Богу было становиться Человеком? Но то, что невозможно человекам, возможно Богу (Лк. 18:27). И это невозможное человекам через молитву, через участие в таинствах Господь преподаёт нам как Свою Божественную силу, Свою благодать. То, что мы не можем делать своими силами, мы можем делать с помощью Божией. Мы должны искать этой силы. Мы должны просить её у Бога. Мы должны обращаться к Нему с просьбой, чтобы Господь дал нам эту силу и послал Свою помощь».
Покаянный канон преподобного Андрея Критского назван Великим как по множеству заключённых в нём мыслей и воспоминаний, так и по количеству содержащихся в нём тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части по числу дней.
Преподобный Андрей, архиепископ Критский, написал тропари этого канона не ранее 713 года. Автор переплетает библейские образы с исповеданием грехов и покаянием. События священной истории становятся неотделимыми от событий жизни молящихся, действие Бога в человеческой истории — от дел, касающихся нас и нашего спасения, грехи и измены всего человечества находят отражение в каждой конкретной жизни.
Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.