Официальный сайт

19 марта 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил вечернюю литургию Преждеосвященных Даров в Шахтёрске

Вечерняя Литургия Преждеосвященных ДаровВ среду 3 седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Шахтёрска. В соответствии с традицией древней Церкви, богослужение было совершено вечером. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин и духовенство Шахтёрского благочиния.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги села Мануйловка протоиерей Тарасий Перепелица. Он напомнил о назначении времени Великого поста:

«Дни Святой Четыредесятницы — время весны духовной, время покаяния и исправления, работы над собой. Время радостного крестоношения, ибо каждый в эти дни должен заглянуть в своё сердце, узреть там страсти и грехи и врачевать их силой Христовой. Постом святым мы должны стать иными — лучше и светлее выходить из храма после каждого постового богослужения».

За богослужением множество горожан причастились Святых Христовых Таин.

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он напомнил о важных словах молитвы преподобного Ефрема Сирина «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» и рассказал о том, как научиться не раздражаться на ближних:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, благодарю вас за нашу общую молитву, которую мы совершили в этот день среды уже третьей седмицы Святой Четыредесятницы! Всех вас поздравляю с причащением Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин, которые всем нам пусть послужат во здравие и спасение, во исцеление души и тела!

Мы наизусть знаем слова молитвы, которую неоднократно Церковь призывает нас повторять во время богослужения. Вместе со словами этой молитвы мы совершаем земной поклон и просим: „Господи, даруй мне зреть мои согрешения и не осуждать брата моего!“.

Уже прошло две недели поста, и тот, кто постился усердно, серьёзно, начинает замечать, что окружающие люди его начинают раздражать больше, чем раньше. Начинает замечать в них то, к чему раньше относился более или менее спокойно. Начинает понимать, что ему все надоели, ему хочется сделать замечание, хочется громко что-то сказать.

Почему так происходит? Потому что когда мы начинаем подвиг поста, плоть попадает в узду и теряет абсолютную власть над нами. До этого человек даже не задумывался: захотелось есть ему — он ест, захотелось спать — спит, захотелось развлекаться — развлекается. Потребности духа настолько незаметны и минимальны, что мы их даже не замечаем, и человеку иногда даже кажется, что их нет. А тут случился пост, потребности плоти получилось ограничить, и начал просыпаться дух. А дух слабенький, не самостоятельный, он не привык даже себя самого осознавать, не то что контролировать то, что происходит рядом и вместе с ним. И появляется раздражение — как правило, не самим собой, а людьми окружающими.

Многие думают: а как победить осуждение, раздражительность, гнев? Как сделать так, чтобы они перестали над нами приобретать абсолютную власть, когда мы ничего с собой не можем сделать, жалеем о том, что мы сказали и сделали, но продолжаем делать так же? Как говорит нам опыт тех, кто уже с этим всем боролся, победить это всё невозможно. Нужно научиться этим управлять.

Раздражение, гнев — это та сила души, которая существует для того, чтобы мы отвращались от зла. Для того, чтобы мы направляли её на зло, на то, что нас склоняет ко злу, а не на ближнего. Научиться их отделять друг от друга и гневаться на зло, в первую очередь внутри нас самих, которое побуждает нас делать не то доброе, что хотим, а то злое, что ненавидим, по слову апостола Павла (Рим. 7:15), — это и есть то духовное упражнение, которому мы с вами должны учиться. Именно поэтому мы неоднократно повторяем: „Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!“.

Раздражаешься на кого-то — а вспомни: может, и ты кого-то раздражаешь? Да не надо вспоминать, как правило, так и есть. Мы тоже раздражаем тех, кто находится рядом с нами. Они нас терпят в той или иной мере. Появилось в душе раздражение, появился гнев — попробуй направить их на то, с чем ты борешься сейчас, чтобы обрести ту силу души, которая нам необходима, чтобы побеждать грех. Вспомни в этот момент о Боге и попроси Его о помощи, потому что то, что невозможно человеку, возможно Богу.

Дай Бог, чтобы эти духовные упражнения помогали нам видеть свои собственные недостатки, а не недостатки ближних, и бороться в первую очередь с ними, а не обрушивать раздражение и гнев, которые у нас возникают, на тех, кто находится рядом с нами! Об этом наша молитва и просьба к Богу в эти дни.

Вам всем, отцы, братья и сестры, пусть Господь даёт силы, укрепляет вас совершить подвиг поста и с радостью встретить праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения! Храни вас всех Господь!»

В этот день настоятель прихода, благочинный Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук отметил двадцатипятилетие священнической хиротонии. Владыка поздравил отца Богдана, поблагодарил за многолетние труды на благо Святой Церкви и пожелал ему помощи Божией в его служении.

 

Литургия Преждеосвященных Даров в Николаевском архиерейском соборе ГорловкиВ дни Великого поста меняется ритм жизни Церкви. Самое торжественное богослужение — литургия — не совершается в будни, которые посвящены сугубой покаянной молитве. По средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров.

Первые упоминания об этом особенном богослужении относят к VI веку. В VII веке Шестой Вселенский Собор утвердил повсеместное совершение литургии Преждеосвященных Даров в дни Святой Четыредесятницы. По своей форме это вечерня, за которой прочитываются некоторые молитвы литургии и совершается причащение Дарами, освящёнными прежде, за полной литургией. Исторически богослужение совершалось в вечернее время.

Авторство чина литургии Преждеосвященных Даров приписывают святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке. Впрочем, есть свидетельства, что такая неполная литургия совершалась и в более ранние века, а к VI столетию лишь окончательно закрепилось её чинопоследование.

Богослужение состоит из великопостной вечерни, к которой присоединяется часть молитв литургии верных, но без молитв об освящении Святых Даров (так как они заранее освящены). Во время этого богослужения также звучат особые молитвы: «Да исправится молитва моя…» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат». Последняя поётся вместо Херувимской песни.

Другая примечательная особенность этого богослужения — оно сопровождается земными поклонами. Их совершают молящиеся в самые торжественные моменты службы. Чтобы все знали, когда совершать поклоны, священник или диакон в эти моменты богослужения звонит в колокольчик. Верующие падают ниц, а во время повторного звона встают.

ЛитургияЛитургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Великого поста — по средам и пятницам, а также в дни наиболее значимых для Церкви памятных дат: день памяти преподобной Марии Египетской (четверг пятой седмицы поста), Первого и Второго Обретения главы святого пророка Иоанна Предтечи, праздник сорока мучеников Севастийских (если эти дни не придутся на субботу или воскресенье, когда совершается полная литургия), дни храмовых праздников, — и в первые три дня Страстной седмицы.

Из содержания этого богослужения следует, что оно изначально совершалось вечером. Практика причащаться в вечернее время восходит ещё к раннехристианским агапам — совместным «вечерям любви», в конце которых совершалось причащение. Ведь исторически Таинство Евхаристии было установлено именно вечером: апостолы причастились в конце Тайной Вечери, после этого таинства они сразу, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26:30, Мк. 14:26), где им надлежало провести последнюю ночь перед крестными страданиями Спасителя.

Со временем развилась традиция хранить перед причастием евхаристический пост — он длится не менее чем шести часов до момента принятия Святых Даров. В течение него христиане полностью воздерживаются не только от пищи, но и от воды. Исключение делается только для больных людей, нуждающихся в частом приёме лекарств.

К сожалению, сегодня литургию Преждеосвященных Даров многие рассматривают как возможность причаститься для тех, кто находится на работе в выходные или заболел и потому имеет срочную нужду в причащении. Другим было отношение к этому богослужению в Древней Церкви.

Божественная литургияС момента её основания существовала практика ежедневного причащения. Собираясь в воскресный день, христиане не только причащались, но и забирали часть Святых Даров в свои дома, чтобы затем принимать их ежедневно. Ведь никто не знал, соберутся ли они в следующее воскресенье в своём тайном укрытии под сводами подземных катакомб, или, придя, обнаружат там стражников, которые их схватят и поведут на мучения. А может быть, кто-то донесёт на них, и стража за ними придёт гораздо раньше.

Первые христиане жили в условиях постоянной угрозы смерти, поэтому причащались ежедневно. Эта практика сохранилась и тогда, когда христианство перестало быть гонимым, с той лишь разницей, что теперь беспрепятственно открывались храмы, и верующим уже не приходилось прятать Святые Дары в своих домах — они хранились в специальных ковчежцах-дарохранительницах на престоле. Христиане шли в храм, начиная свой день с литургии и причащения. Ведь, по сути, никто из нас не знает, когда призовёт его Господь.

В Великом посту, когда литургия не совершается в будние дни, необходимое количество Святых Даров полагалось в Дарохранительницу заранее. Собственно, так и возник чин литургии Преждеосвященных Даров. Сегодня многие православные общины стремятся вернуться к древней практике частого причащения, стараясь следовать ей хотя бы в дни Великого поста.

Евхаристическому возрождению послужили труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников. И монахи, и священники из мирян, исходя из собственного духовного опыта, советовали причащаться как можно чаще.

Божественная литургия«Я умираю, когда не служу Литургии, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный… Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти».

«Видишь, возлюбленный мой брат, сколько чудесных даров ты получаешь, если причащаешься часто, видишь, как при частом Причащении просвещается ум, светлеет разум, очищаются все силы души? — пишут святые Никодим Святогорец и Макарий Коринфский в „Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин“. — А если ты хочешь умертвить и плотские страсти, причащайся часто и насладишься этим».

Следует помнить, что христиане первых веков, придерживавшиеся частого причащения, жили напряжённой духовной жизнью, посвящая практически всё свободное время молитве. Дни Святой Четыредесятницы как нельзя более подходят для того, чтобы подражать их подвигу.

Цитата дня

«

Вера есть око, озаряющее всякую совесть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100