Официальный сайт

28 августа 2023 г.

Митрополит Митрофан возглавил чин погребения Плащаницы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе

Успение Богородицы в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиВ вечер праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил утреню с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин и духовенство Горловки.

После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что Успение Богородицы — свидетельство истинности Воскресения:

«Праздник Успения приоткрывает нам завесу тайны о том, что жизнь каждого человека на земле — лишь начало вечной жизни. Он — удостоверение того, что Воскресение Христово совершилось, и каждый человек воскресает. Сам факт Воскресения утверждает две важнейшие истины. Первая — что христиане верят в настоящего Бога, а не просто учителя и прекрасного проповедника. Вторая — что Воскресение Христово даёт надежду каждому человеку на личное воскресение и вечную жизнь».

По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с кратким архипастырским словом, в котором напомнил о том, что каждого из нас ждёт перспектива вечности вместе со Христом:

«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и благодарю вас за молитвы, которые мы вместе совершили возле Святой Плащаницы в этот вечер праздника!

Смерть всегда там, где есть жизнь. Со словом «смерть» мы ассоциируем только плохое, но не всё так просто. Мы живём в несовершенном мире, который болен грехом. Болен этот мир грехом через человека, потому что человек в этот мир приносит зло ровно в тот момент, когда он, воспользовавшись своей свободой, выбирает его вместо блага. До тех пор, пока человек его не выберет и не совершит, зла в этом мире не существует.

От зла человека удерживает страх наказания, страх порицания, а часто — и страх смерти. Мы боимся, что после смерти наступит суд Божий, и нам придётся отвечать за все свои дела, мысли и поступки. Представьте, сколько в мире было бы зла, если бы человек, имея способность его совершать, обрёл бессмертие.

Смерть — это ворота, через которые проходят все: и праведные, и грешные, и добрые, и злые. Злые прекращают совершать зло, а добрые получают награду за свои дела. Сегодня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, мы видим, чем смерть может стать для каждого из нас: не только окончанием земного бытия здесь, которое неизбежно для каждого из нас, но и началом той вечности вместе со Христом и святыми, о которой мы мало можем что сказать. Апостол пытался, но в конце концов выразился так: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). И мы придумывать не будем, но верим в то, что эта вечность намного прекраснее любой нашей мечты или фантазии. Жить с Богом в вечности — это то, что обещано нам всем. Именно это случилось с Матерью Божией в сегодняшний день.

Мы знаем, что смерть может наступить в любой момент. Наступает она внезапно не только для грешных, но и для праведных. Мы в любую секунду можем с ней встретиться, желая того или нет. А поэтому, целуя Плащаницу Матери Божией, будем просить Её не о том, чтобы избавиться от смерти: от неё не избавишься, мы умрём обязательно, рано или поздно, нет такого места, где можно было бы от неё спрятаться. Будем просить Её о том, чтобы достойно прожить свою жизнь и сподобиться пройти по той дороге, по которой прошла Она».

 

Чин погребения Плащаницы Божией МатериВ воспоминание перенесения тела Пресвятой Богородицы апостолами после Её Успения в гробницу совершается чин погребения Плащаницы Божией Матери — «Похвала, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Он служится ежегодно накануне праздника Успения, в сам его день или последующие дни попраздства.

Этот чин зародился на Святой Земле в XIX веке, где он совершался на месте погребения Божией Матери. Основные элементы богослужения были заимствованы из службы Великой субботы, когда совершается чин Погребения Плащаницы Христа.

В Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в Иерусалиме после Успения также праздновалось Воскресение и Вознесение Божией Матери — в подражание праздникам Воскресения и Вознесения Христова. Этот праздник отмечался 30 августа по новому стилю в память о том, что в этот день ученики Христовы открыли запечатанную гробницу Богородицы ради апостола Фомы, который не успел проститься с Ней, и увидели, что Её тела там нет, а в тот же день удостоились явления воскресшей Девы Марии. В этот день после литургии в скиту совершался крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей Божией Матери, которая хранится на подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, ежедневно совершаются молебны, акафисты и вечерня. Во время чина погребения Плащаница крестным ходом переносится в храм-усыпальницу Пресвятой Богородицы и полагается на одре Божией Матери. Торжественное богослужение возглавляет Патриарх.

Из Иерусалима чин погребения Плащаницы распространился по всему православному миру. В храмах и монастырях во время утрени украшенную цветами Плащаницу Божией Матери крестным ходом обносят вокруг храма, а затем полагают посреди него для поклонения. В Успенской Святогорской лавре и некоторых других монастырях есть обычай совершать этот чин ночью.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100