Официальный сайт

09 марта 2025 г.

Митрополит Митрофан возглавил общегородскую литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Неделю Торжества Православия

IMG_7036В первую Неделю Великого поста, Торжества Православия, и праздник Первого и второго обретения главы Пророка Иоанна Предтечи митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий и духовенство города.

Богослужебные песнопения исполнили хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и младший хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился клирик кафедрального собора протоиерей Димитрий Абросимов. Он рассказал об истории установления праздника Торжества Православия и отметил, что нет периода в истории Православной Церкви, когда невозможно было бы спастись:

«Эти люди стали святыми в сложных условиях гонений на Церковь от еретиков. Это ещё раз подтверждает, что только наше собственное нерадение может помешать нам стать достойными христианами. Пусть их пример побудит нас укрепить веру и не унывать в период Великого поста!»

По окончании литургии был совершён чин Торжества Православия.

Митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка напомнил о том, что Православие — это не просто традиции, но образ жизни каждого верующего. Он призвал молитвенно вспомнить о тех, кто в наши дни остался верным Христу ценой своей свободы или жизни:

«Сегодняшний воскресный день именуется Неделей Торжества Православия. Каждое поколение принимает на себя ответственность перед Богом и перед следующими поколениями за то, чтобы Православие никогда не прекратило существовать. Удивительно, как несмотря на все ереси, расколы, гонения, лжеучения, Она продолжает существовать, и мы верим, что, по обетованию Божию, будет существовать до скончания века.

Это не только заслуга тех, кого мы сегодня вспоминаем, кого мы называем святыми и праведными, и тех христиан, имён которых нет в святцах, но которые сохраняли веру, жили по ней и передали её следующим поколениям. Это ещё и большое чудо Божие, потому что представить, что все эти столетия и тысячелетия это могли сделать только люди, невозможно.

Люди — существа слабые. Люди ещё во времена апостола Павла были настолько слабы для этой высокой задачи, что апостол сказал, что мы носим сокровища в скудельных, то есть очень хрупких глиняных сосудах, которым очень легко разбиться (ср. 2 Кор. 4:7). Но, несмотря на всё это, мы сегодня тоже именуем себя православными и исповедуем ту же самую веру, которую исповедовали первые ученики Христовы. Сегодня нашему с вами поколению предстоит эту веру не только сохранить на словах, но и примером своей жизни научить ей тех, кто находится рядом с нами.

Торжество Православия — это очень красивое название, и было бы, наверное, хорошо сказать, что мы победили все ереси, все скорби, все неправды, но это далеко не так. Мы, молясь сегодня, радуясь и благодаря Бога за то, что Господь нам дозволяет свободно, легко исповедовать свою веру, собираться в храмах, помним про наших братьев. Помним про владыку Арсения, который уже почти год сидит в Днепропетровске в СИЗО только за то, что он православный, про тех священников, которые сегодня, подобно ему, находятся в тюрьмах, кто под домашним арестом и не может выйти в храм, кто вынужден исповедовать свою веру во враждебной среде.

Буквально на этой неделе создали новую комиссию, которая будет проверять мощи святых в Киево-Печерской лавре, а лавру превратили из великой святыни в рассадник бесчестия. Мы с ужасом смотрим на то, что сегодня происходит с христианами в Сирии, когда мирных людей выводят из дома и расстреливают десятками и сотнями. Мы знаем о том, что прямо сейчас нашим с вами братьям, которые живут от нас совсем недалеко, приходится гораздо тяжелее, чем нам.

Мы не забыли про то, что в соседнем Дзержинске полностью разрушено шесть храмов вместе с городом, что все храмы разрушены и в окружающих посёлках, и в Артёмовске, Северске и Часов-Яре. Мы не забыли про то, сколько священников и просто православных христиан убито, сколько сейчас страдает. Сегодняшние молитвы не только о нас самих, но и о каждом из них, потому что Церковь — это одно большое Тело Христово. Как сказал когда-то апостол, страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор.12:26).

Мы помним, что во все эпохи и все поколения христианам приходилось свидетельствовать о своей вере не только на словах. Это не просто традиции и обряды, это образ жизни, это способность свидетельствовать о своих убеждениях самым дорогим, что у тебя есть. Пусть каждому, о ком мы вспомнили, и о ком, может быть, не смогли вспомнить, Господь сегодня даст сил духовных и телесных и укрепит их веру.

Пусть каждому из нас помогает Господь, укрепляет веру, даёт силы. Мы должны помнить, что Православие — это не просто соблюдение обрядов, а жизнь по вере, которую мы должны подтверждать своими делами каждый Божий день. Мир вам и Божие благословение! С праздником! Храни вас всех Господь!»

 

Неделя Торжества ПравославияНеделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.

Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.

К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.

Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую честь первообразу.

Святая царица Феодора

Святая царица Феодора

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.

В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.

Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.

Цитата дня

«

Люди делаются лучшими, когда приближаются к Богу.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100