30 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: С чем мы пришли ко гробу Спасителя?
В Великую Субботу митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогой отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры, наши дети — воскресная школа и класс духовного пения, преподаватели, родители!
Поздравляю вас с Великой Субботой. Сегодня фактически уже пасхальный день, предпраздничный. Мы уже совершили Божественную литургию в белых одеждах. И хотя посреди храма ещё лежит Плащаница, на которой изображено Тело умершего Спасителя, положенное во Гроб, мы знаем, что этой ночью камень будет отвален от двери гроба и ангелы встретят женщин, которые придут рано утром, и возвестят им самую радостную весть за всю историю человечества — о том, что Христос воскрес из мертвых.
Смерть перестала быть тем несчастьем, которым она оставалась для человека, навсегда разлучая его и с этой жизнью, и с Богом. Теперь это лишь переход в жизнь вечную. Мы радуемся этому великому событию в сегодняшний день. Но вместе с тем Евангелие напоминает нам о том, что каждый из нас, находясь сегодня возле гроба Спасителя, точно так же проявляет своё отношение к Нему, как и люди, жившие в то время.
Если мы посмотрим, что происходило начиная с того момента, когда Господь вошёл в Иерусалим, и заканчивая сегодняшним днём, мы увидим, что Его всё время окружали люди, точно так же, как мы сегодня окружаем Плащаницу, приходим в храм. Были люди, которые сначала громко кричали «Осанна в вышних!», а потом так же громко через три дня кричали «Распни Его». Очень многие люди не могут иметь своего мнения, думать своей головой. Они повторяют чужие мысли как свои собственные. Во все времена этим пользовались политики, те, кто хотел манипулировать людьми. В то время так было, и сегодня всё повторяется. И нам важно, глядя на этот пример, научиться думать, сверять все свои мысли с Евангелием, Словом Божиим.
Мы видим, что Христа окружают ученики. Самый близкий Ему клянётся, что никогда Его не бросит, даже если все оставят — и первый убегает, когда приходит опасность. Церковь напоминает об этом не для того, чтобы мы осудили Петра, но чтобы мы задумались о том, что и мы часто поступаем точно так же. Когда нам бывает выгодно — мы христиане. Когда христианство требует о нас поступать так, как нам невыгодно и трудно, мы говорим: «Я обычный мирской человек. Евангелие написано для святых, пусть святые так поступают, а я простой человек, и поступаю как все грешники». Разве можем мы осуждать Петра, если мы так говорим? Разве можем мы сказать ему, что он неправ, если сами так поступали не однажды, а много раз?
Пётр показал нам, что нам нужно, если мы так поступили — возвращаться в покаянии к Богу, как он это сделал, а не поступать так, как сделал Иуда, который, предав Христа, поставив деньги выше, чем Бога, потом, раскаявшись, совершил большую ошибку. Он подумал, что если он Христа предал, то и Бог по отношению к нему так поступил. Но Бог не такой. Он исполнен любви к каждому из нас, и даже если мы от Него отступаем, Он не отступает от нас. Пётр это знал, а Иуда поверил диаволу и повесился.
Многие из нас осуждают Иуду — вот, за тридцать сребреников продал Христа, какой плохой человек… Иуда поставил деньги выше Бога, выше дружбы, любви и верности. Но имеем ли мы право его осуждать, если в нашей жизни Бог — не на первом месте? Всегда ли мы ставим Бога выше всего в своей жизни, если мы христиане? Поэтому даже Иуду, наверное, нам осуждать не надо. Нам нужно скромно и смиренно думать о себе, что мы тоже, часто бывает, что-то в своей жизни ставим выше Бога и о Нём забываем.
Крест на Голгофу Спасителю помогал нести не кто-то из учеников, которые были Ему близки, которым Он умывал ноги, а совершенно чужой человек, который встретился Ему по дороге. Симон Киринейский взял Крест, пошёл за Спасителем и понёс этот Крест на Голгофу. И на Голгофе были возле Него не ученики, с которыми Он проводил Свою земную жизнь, а женщины, которые, как нам говорит Евангелие, за Ним «следовали издалече» и которые Его не бросили. Рядом стояли Его Матерь и самый младший, а не самый старший ученик. Иоанн был самым младшим среди учеников, и он остался со Христом, а старший сбежал.
Если Христос нас возлюбил, то Он пришёл, взошёл на Крест и умер за нас на Кресте, и теперь лежит во гробе для того, чтобы воскреснуть и победить Своею смертью нашу смерть, а не Свою. Это не логика и не необходимость. Это не то, что Он был должен сделать или что Ему было нужно. Нет, это нам было нужно, а Он просто нас любит, и поэтому так сделал. И не надо тут пытаться что-то объяснять умом.
Точно так же в человеческих отношениях — не самые старшие, не самые умные, не самые главные, не те, кто должны были, оказались рядом со Христом, а те, кого не ждали, о ком не знали, кого было незаметно во время земной жизни Христа, вышли здесь на первое место: Симон Киринейский, женщины — и та, которая плат Ему подала, и те, которые рядом с Ним стояли.
Мы сейчас точно так же стоим перед Плащаницей. И вопрос, который задаю не я, а сегодняшний день: кто мы рядом со Христом? С чем мы к Нему пришли? С претензиями — почему Ты не сделал для меня то или это? С просьбами — Ты мне должен это или то? С обещаниями? С торговлей — я Тебе сделаю это, а Ты мне вот это должен сделать? Или мы пришли к Нему с благодарностью за то, что Он за каждого из нас принёс такую великую Жертву, и хотим тоже для Него что-то сделать в своей жизни? Это каждый из нас должен для себя определить.
Очень большое количество людей не может себе представить Пасху без того, чтобы не съесть кулича или не покрасить яйца. Ответьте, можем ли мы сказать, что столько же людей не может себе представить Пасху без того, чтобы попоститься и на Пасху причаститься Святых Христовых Тайн? В нашей жизни сегодня много неправды, заблуждений, много вещей, в которых мы сами себя обманываем. Нам гораздо важнее постирать шторы, покрасить яйца и испечь куличи, чем побыть на богослужениях Страстной недели, исповедаться и причаститься. И это мы сами себя обманываем. Не Церковь нас учит так и не Евангелие, не Бог нас к этому призывает, а мы сами так устраиваем свою жизнь.
Несмотря на всё это, Христос и для нас с вами. И каждого из нас Он обнимает точно так же, как Он обнимал тех, которые Его распинали, и говорил: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Точно так же каждому из нас Он сегодня радуется, о ком-то скорбит. И мы должны в первую очередь научиться каждый день о Боге вспоминать, каждый день благодарить Его за дар жизни, за дар искупления, за то, что каждый из нас хотя бы один раз вдохнул этот воздух и увидел эту землю, потому что без Его воли этого бы не произошло, и за то, что мы имеем свободу делать то, что захотим. Нам часто не нравится, что Он не распоряжается нами так, как берут вещи и переставляют их из одного угла в другой. Он даёт нам свободу самим выбрать, что нам делать и как нам поступить. Это Его величайший подарок, Его смирение перед нами.
Бог нам дал свободу и ограничил Своё всемогущество, чтобы мы могли уподобляться Ему, жить с достоинством, научиться любить. За всё это нужно Бога благодарить — за свободу, за любовь, за жизнь, за снисхождение, за Его смирение перед нами. Не мы перед Ним смиряемся — мы Ему вопросы задаём: почему Ты то не сделал, почему Ты это допустил, зачем Ты так поступаешь?.. А Он перед нами смиряется. И не мы за Него на крест пошли, а Он лежит сегодня в гробу и перед нами стоит Его Крест, который Он за каждого из нас претерпел. Что нам нужно? Хотя бы быть благодарными, научиться Ему за это говорить «спасибо», открывать Ему навстречу своё сердце. Я верю, что мы это будем делать, и каждый из нас именно с этими мыслями и чувствами придёт в пасхальную ночь, чтобы благодарить Бога и радоваться Светлому Христову Воскресению.
Поздравляю вас всех с Великой Субботой! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!