Официальный сайт

10 декабря 2017 г.

Митрополит Митрофан: Мы призваны служить не правилам, а Богу и людям

Митрополит Митрофан принял участие в торжествах в Николо-Васильевском монастыреВ Неделю 27 по Пятидесятнице и день прославления иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Божественную литургию в нижнем храме Успенского собора Николо-Васильевского монастыря в селе Никольское Донецкой епархии совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении братии монастыря в священном сане и множества духовенства. На запричастном стихе митрополит Митрофан обратился к насельникам и многочисленным паломникам обители с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём и с памятью образа Матери Божией, именуемого «Знамение», память которого совершаем ныне.

Как и всегда для всех собравшихся в храме в воскресный день, Церковь предлагает евангельское поучение, над которым нам стоит поразмышлять и сложить эти слова в своём сердце, чтобы они помогали нам правильно жить, правильно смотреть на жизнь и исполнять Закон Божий.

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам историю о некоей женщине, которую Господь увидел, когда пришёл в синагогу в субботний день. Эта женщина восемнадцать лет страдала болезнью: не могла распрямиться, ходила скрюченная, смотрела только вниз, и это доставляло ей большие страдания. Несмотря на это, она своим долгом считала быть в день субботний в синагоге, как повелевал закон.

Когда Господь её увидел, Он над ней сжалился, и по Его слову она исцелилась. Я пытаюсь себе представить, как это происходило, что в этот момент она чувствовала, трещали или нет у неё кости, когда она распрямлялась, как она вдруг становилась прямо начинала ходить как все люди. Я пытаюсь это представить, но не могу, но хорошо вижу другую картину, которую нам показывает евангелист: как законники, которые находились в это время в синагоге, начали переговариваться между собой и осуждать поступок Спасителя.

За что осуждать? За то, что Он её исцелил в субботу. За то, что Он сделал это тогда, когда это, по их мнению, не нужно было делать. Они видели не саму суть, а лишь внешние обстоятельства, которые становились поводом осудить Богочеловека, Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

Законники — это люди, которые свою жизнь посвятили изучению Закона и его исполнению. Моисей принял заповеди на Синае от Бога, и эти заповеди назвали Законом. Раз эти заповеди были даны Самим Богом, значит, они святы, священны, в соблюдении их и есть смысл человеческой жизни, — так считали законники. Они считали святым Закон сам по себе, но на самом деле святость Закону даёт Тот, Кто его произнёс.

Впоследствии к заповедям, которые получил Моисей, приложились разные толкования, предания человеческие — старцев, как мы об этом слышим в Евангелии, — и это тоже считалось законом, который нужно было соблюдать. Но в том, что сделал Спаситель, законники увидели нарушение заповеди, которая дана была самому Моисею: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10).

В чём смысл этой заповеди? Иудеи были странствующим народом и, когда эти заповеди получали, они по пустыне шли в Землю обетованную. Мог у них быть храм, в который они пришли бы и поклонились Богу? Нет, конечно: они сегодня на одном месте, завтра на другом, послезавтра на третьем — кочевой народ. Им даётся заповедь для того, чтобы они выделяли специальное время в своей жизни, которое было посвящено только Богу. Вместо храма было время: в храм ты не пойдёшь, а время должен отдать Богу, и в это время ничего не делать.

Смысл заповеди состоял в том, чтобы научить человека отдавать своё время Богу, любить Бога; помочь человеку поставить Бога на самое главное место в его жизни. Пусть человек всеми делами занимается, но наступает день, когда он все эти дела бросает и всё своё время отдаёт только Богу: пребывает в благодарности Ему, в размышлении о Нём, в молитве. Хорошая заповедь? Безусловно. Свята ли она? Конечно. Отменил ли её кто-то и может ли отменить? Никто не может отменить.

В чём же был виноват Спаситель, по мнению этих людей? Почему Он эту заповедь, по их мнению, нарушил, и почему это вызвало у них осуждение? Они начали толковать Закон чуть-чуть по-другому, они эту заповедь расширили, чуть-чуть к ней добавили. Вся суть в этом добавлении, которое всё портит и переворачивает с ног на голову. Они решили, что эта заповедь заключается в том, чтоб ничего в этот день не делать, ничем не заниматься, а просто находиться в каком-то определённом месте — например, в синагоге: пришёл в синагогу и сиди там, ничего не делай, ни о чём не думай.

Бывает так: человек в храм пришёл, но в это время мыслями где угодно находится, не молится, не слушает, что в Евангелии сказано, не вникает в слова молитвы за богослужением, болтает с кем-то, по храму ходит. Главное, что он в храме находился, и у него совесть спокойна. О том, что он в храме находился и не молился в это время, он даже не задумывается. Точно так же думали эти законники — главное, быть в синагоге. А тут Спаситель приходит и начинает что-то делать. «Вот, Ты заповедь нарушил, Ты должен был в любой другой день её исцелить, в субботу Закон Ты нарушить не мог».

Почему нам это чтение очень важно услышать? Среди нас, христиан, есть такие же законники, то есть люди, которые не в Бога влюблены, а в закон и правила, которые эти правила и законы ставят выше всего, ради них могут и ближнего обидеть, и гордыню проявить, что угодно сделать. Нам нужно помнить, что все законы, которые даны Богом, святы. Как сказал Спаситель: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18).

Святость Закона заключается не в формальном его исполнении, а в том, что только благодаря этому Закону человек может и должен научиться любить Бога и ближнего. Какой вывод из этого для всех нас? Если исполнение правил и закона не учит нас любви к Богу и ближнему, значит, мы ошиблись и неправильно их понимаем. Значит, мы средство приняли за цель. Значит, из палки, на которую нужно опираться, мы сделали смысл своего существования.

Закон дан нам для того, чтобы помочь научиться любить Бога и ближнего. Как же мог нарушить Закон Тот, Кто Сам этот закон дал? Они Его обличают в том, что Он этот Закон нарушил. А Он обличает их в том, что они неправильно его понимают: вместо того, чтобы Бога любить всем сердцем, чтобы ближнему всего себя отдать, они удовлетворились формальным его исполнением.

То же самое происходит и в наших сегодняшних отношениях. Очень многие забывают, что смысл всей нашей жизни заключается в том, чтобы научиться любить Бога «всем сердцем твоим, всею душею и всем разумением» (Мф. 22:37), чтобы научиться любить ближнего, как самого себя. Закон нам дан как помощник для того, чтобы это в нашей жизни произошло. То, что случилось с законниками тогда, может случиться и с нами, если мы будем любить закон, а не Бога.

Господь Сам нарушал Закон, который дал. Мы думаем: разве может такое быть — Тот, Кто дал Закон, Сам его нарушает? Этим соблазнялись и законники: «Ну как же, Закон дан Самим Богом, он свят, его нельзя нарушать». Но Господь его нарушал всегда в случае, когда это было проявлением любви к ближнему или когда это учило людей любить Бога. Если мы вспомним все случаи, которые описаны в Евангелии, когда, по мнению законников, Он Закон нарушал, то всегда это было связано с каким-то добрым делом, которое Он делал для другого человека.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас не закон нарушать, а любить ближнего и любовь ставит выше закона. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас любить не закон, а Бога. Если мы это поймём, это останется в нашем сердце, то мы никогда не пройдём мимо скрюченного человека, который нуждается в нашей помощи, мимо чьей-то беды и горя, никогда выше Бога ничего не поставим в своей жизни, потому что Бог будет у нас на самом первом и самом главном месте.

Дай Бог, чтобы мы именно так закон понимали и служили не закону, правилам, преданиям, а Богу и людям, а правила и предания помогали нам понять, как это лучше сделать. С праздником вас всех поздравляю, Матерь Божия пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100