28 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: Евхаристия учит нас любви
В Великий Четверг, день воспоминания Тайной Вечери, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Совершая Тайную вечерю, Спаситель знал, что Он в последний раз проводит вечер с учениками. Знал, что пройдёт ещё совсем немного времени, и тот предатель, который есть среди них, и на которого Он на Тайной вечере указывал, отдаст Его в руки людей, которые поведут Его на Голгофу, где Он принесёт Себя в Жертву за весь род человеческий.
Именно на этой последней вечере, которую можно назвать прощальной, которую можно назвать завещанием, Господь установил таинство Евхаристии. По окончании последней пасхальной вечери Господь взял хлеб, преломил его, дал Своим ученикам и сказал: «Это есть Тело Мое, Которое за вас преломляется», — и, взяв чашу, сказал: «Это есть Кровь Моя, которая за вас проливается во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). И заповедал ученикам, чтобы они собирались вместе, совершали преломление хлеба и вкушали Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Его воспоминание.
Эту заповедь Церковь соблюдает. Это самое главное таинство Церкви, без которого она не может существовать. Богу было угодно, чтобы вокруг этого таинства возрастала и умножалась Церковь, чтобы через это таинство мы соединялись с Ним не только духовно, но и телесно, получали от Бога силы становиться единым целым с Ним и входили в жизнь вечную.
Если представить себе жизнь первых христиан, то мы поймём, что кроме этого таинства ничего другого, что сегодня есть у нас, у них не было. Они не могли совершать праздники, которые мы совершаем в честь чудотворных икон Матери Божией и святых. Не могли ставить свечи на подсвечники. Они не могли читать Евангелие, как только что читали его мы, потому что Священное Писание в том виде, в котором мы его знаем, не сразу появилось в Церкви. У них не было такого богослужения и такого пения, которое есть у нас сегодня.
У них не было и построенных храмов, в которых они бы собирались, но у них была Евхаристия — Тело и Кровь Христовы. И каждый раз, когда христиане собирались вместе, молились Богу и благодарили Его, они брали хлеб и вино и просили Небесного Отца, чтобы Он соделал их Телом и Кровью Своего Сына, потому что такова Его заповедь. Просили Его о том, чтобы соединиться с Ним не только духовно, но и телесно через вкушение этих Хлеба и Вина. Этим Церковь жила, этим она обретала силу и через это всегда была со Христом, а Христос всегда был со Своей Церковью.
Впоследствии дерево выросло — оно не могло оставаться всё время семенем. Появились и праздники, и святые, храмы и торжественное богослужение, облачения. В зависимости от того, где и когда это происходило, Евхаристия совершалась по-разному — в столице и в отдалённых сёлах, в гонениях, когда служили в тюремных камерах, и в спокойные времена. Но совершалась Евхаристия всегда, потому что без этого жизнь нашей Церкви невозможна.
Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними и мы причащаемся их, мы соединяемся со Христом и получаем от Него силу, которая делает нас Церковью, Его Телом. Она делает нас способными побеждать грех, любить так, как любил Он, радоваться жизни, несмотря ни на какие скорби и трудности, и испытывать чувство благодарности за этот великий дар, который мы все имеем от Бога.
Существует обычай в сегодняшний день, когда мы вспоминаем установление таинства Евхаристии, причащаться всем христианам. Но это не значит, что мы должны делать это лишь один раз в году или только по большим праздникам. Евхаристия, будучи центром жизни Церкви, должна стать и центром духовной жизни каждого христианина. Причащаясь сегодня, мы с сегодняшнего дня должны готовиться к тому, чтобы причаститься в следующий раз — не просто вычитывая правило и постясь, но всей своей жизнью, каждым своим словом и делом. Именно это и значит жить со Христом — всегда осознавая себя в Его присутствии и готовясь каждую секунду к встрече с Ним, живя так, как будто Он находится рядом с нами.
В связи с этим возникает вопрос: а достойны ли мы причащаться каждый раз, когда мы присутствуем на Евхаристии? Разве мы можем причащаться Святых Христовых Тайн, будучи людьми грешными? Ответ на этот вопрос Церковь нам может дать: мы недостойны причащаться Тела и Крови Христовых никогда — ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. И ничего такого, что бы сделало нас достойными причащения, мы совершить на земле не можем.
Мы всегда остаёмся недостойными причащения Тела и Крови Христовых, потому что разница между нами и Богом огромна. Но это не значит, что мы не можем вкушать Тело и Кровь Господни. Именно для того, чтобы наша жизнь менялась, нам заповедано это таинство. Именно для того, чтобы в нашей жизни происходили перемены и мы становились другими, Господь нам даёт Свои Тело и Кровь.
Когда мы готовимся ко причащению, читаем правило, постимся, идём накануне на исповедь, это не делает нас достойными причащения. Это значит другое — что мы меняем свою жизнь, смотрим на неё другими глазами. Мы хотим поменяться ради того, чтобы Христос действовал в нас, и мы могли быть с Ним. И поэтому ответ на вопрос, как часто мы можем причащаться, связан не с тем, достойны мы или не достойны, а с тем, какова наша жизнь.
Готовы ли мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, жить так, чтобы Христу не стыдно было за наши слова и поступки; чтобы, выходя из храма, не забывать о том, что мы христиане; причастившись, в ту же секунду не забывать о том, с Кем мы соединились в этом таинстве, и не возвращаться к прежней жизни?
Мы знаем о том, что на вечере, которую сегодня совершил Господь, был ученик, который причастился вместе со всеми, но это причащение ему не помогло. Он пошёл и предал Христа за тридцать сребреников первосвященникам. Об этом человеке Церковь всегда напоминает и говорит, что нельзя причащаться только в одном случае — когда мы не хотим быть с Богом, когда что-то в нашей жизни становится больше, чем Бог, и мы этому начинаем служить. Для Иуды таким большим стали деньги — он их любил больше, чем Христа, и ради них готов был Его продать. Именно поэтому причащение послужило ему в осуждение.
Мы не должны повторять эту ошибку. Мы ничего не должны ставить в своей жизни выше Бога, ничему не должны служить больше, чем Богу. Ничто в нашей жизни не должно занимать места больше, чем Бог. Когда мы что-то другое начинаем считать в своей жизни главным, забывая о Христе, тогда мы поступаем так, как поступил Иуда. Тогда мы причащаемся себе в суд и во осуждение. Тогда нам не нужно причащаться до тех пор, пока Бог снова не будет в нашей жизни на первом месте.
Совершая Евхаристию в сегодняшний день и причащаясь Тела и Крови Христовых, будем помнить, что это не просто воспоминание о каком-то событии, которое произошло давно, а продолжение этого события. Мы такие же участники Тайной Вечери, как и ученики, которые впервые в этот день собрались в Сионской горнице. Мы вкушаем те же Тело и Кровь, которые дал им Христос. Мы слышим те же самые слова, которые услышали они: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя. Сие творите в Мое воспоминание».
Именно сегодня, как никогда, мы Церковь — когда мы вокруг Христа, когда мы готовы вкушать с благодарностью Его Тело и Кровь, когда мы хотим, чтобы Он был в нашей жизни на первом месте и наша жизнь принадлежала Ему. Тело и Кровь Христовы наполняют нашу жизнь смыслом, дают нашей жизни ту глубину, которую может дать только Тайная вечеря.
Тело и Кровь Христовы даются нам для того, чтобы мы в жизни были счастливы. А без чего мы не можем быть счастливы? Без любви к Богу и ближнему. Но не к тому идеальному ближнему, о котором рассказывается в житиях святых, а к тем людям, которые находятся рядом с нами, которые бывают нам неудобны по какой-либо причине. Кто-то обижает нас, кто-то не выполняет наши желания, делает не так, как мы хотим. Кто-то кашляет и мешает нам слушать Евангелие, от кого-то, может быть, неприятно пахнет, потому что он забыл вчера помыться. Именно этих ближних нам нужно полюбить и жить с ними как со своими родными братьями и сёстрами. И именно такую любовь дают нам Тело и Кровь Христовы. Без Бога такой любви мы научиться ни у кого, нигде и никогда не сможем.
Если мы не будем со Христом, если Он нам Сам не даст частицу той любви, которая есть у Него, нам больше негде её будет взять. Вот почему ещё нам нужно причащаться Тела и Крови Христовых — чтобы не только искренне и нелицемерно любить Бога, но и научиться по-настоящему любить друг друга. Потому что сделать это без Христа, просто силами своей души, своего сердца мы не сможем.
В жизни много скорбей и трудностей, неудач и не исполняющихся желаний, разочарований, и иногда людям из-за этого она начинает казаться бессмысленной. Но когда мы причащаемся Тела и Крови Господних, соединяемся со Христом, тогда любая наша жизнь с любыми скорбями обретает смысл, наполняется глубиной и вечностью. Тогда всё, что с нами происходит, приобретает значение. Нам нужно причащаться Тела и Крови Христовых, чтобы быть с Богом, чтобы наша жизнь была наполнена смыслом, чтобы никакие скорби, страдания и неудачи не делали её бесполезной, чтобы научиться любить Бога и друг друга, быть частью того, что мы называем Телом Христовым.
Таинство, которое сегодня совершается, ещё называется благодарением. Мы бесконечно благодарны Богу за то, что, несмотря на наши грехи, недостоинство и немощи, мы соединяемся с Ним в этом великом таинстве подобно тому, как с Ним соединились апостолы в Сионской горнице, причащаемся Тела и Крови Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.