18 декабря 2015 г.
Храм — единственное место, где совершается Евхаристия
В день памяти прп. Саввы Освященного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил чин освящения Троицкого храма в г. Доброполье, после чего в храме была совершена Божественная литургия архиерейским чином. По окончании богослужения митрополит Митрофан поздравил настоятеля и общину Троицкого храма со знаменательным событием, а также обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Сегодня мы молились Богу о том, чтобы в этом храме до скончания века совершалась Божественная литургия, чтобы на этом жертвеннике приносилась Бескровная Жертва и приходящие сюда люди, живя на земле, душой и сердцем прикасались к Небу, становились гражданами Царства Небесного и наследниками жизни вечной.
Храм занимает особое место в жизни верующего человека. Особенность этого места — в том, что нет ни одного другого места на земле, где люди бы собирались все вместе для того, чтобы предстать перед Богом и служить Богу.
Очень часто можно услышать, что в храм ходить необязательно, Богу можно помолиться везде. В этих словах есть и правда, и ложь. Правда заключается в том, что Богу действительно можно везде молиться, и не просто можно, а нужно. Не важно, где ты находишься — для обращения к Богу у тебя нет никаких препятствий. И чем чаще человек будет обращаться к Богу, тем будет лучше. Апостол призывает нас не просто часто обращаться к Богу, а молиться непрестанно. Мы не можем непрестанно находиться в храме, а молиться непрестанно можем. Значит, молитва должна продолжаться и когда мы находимся за пределами храма — когда мы дома или занимаемся какой-то работой.
Но неправда этих слов — в том, что есть вещи, которые происходят только в храме, и не происходят больше нигде. Назовите ещё хоть одно место на земле, где люди собираются вместе для молитвы, а не для чего-то другого. Больше таких мест нет. Но даже не это главное. Храм — единственное место, где совершается Евхаристия, где хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними, а мы, причащаясь Тела и Крови Господних, становимся членами Церкви, членами Тела Христова. Когда мы причащаемся, священник произносит слова: «Во оставление грехов и в жизнь вечную». Каждый из нас через причащение получает прощение грехов и соединяется с той вечностью, в которой пребывает Сам Господь. Ничего выше этого нет.
Причаститься можно только в храме. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). И когда мы так, как сегодня, собираемся все вместе, среди нас есть священник, мы приносим хлеб и вино и просим Отца Небесного, чтобы Он послал Духа Святого и соделал их Телом и Кровью Своего Сына, а мы причастились этих Тела и Крови — это то самое главное, для чего строятся храмы. Именно поэтому мы возводим стены, украшаем их, ставим купола и кресты, чтобы нам было где это Таинство совершить, было где собраться.
Во времена гонений на Церковь не разрешалось строить храмы. Мог бы разрешить построить храм Диоклетиан или Нерон? Христиане собирались в пещерах, в тайных местах, где их никто не мог найти и выдать, и совершали литургию. Быть христианином значило быть вне закона. В советские времена у нас на всю Донецкую область с шестью миллионами населения было 68 храмов. Из них типовых или похожих на типовые было всего три. Остальные были обычными домами, которые отдали под храмы и на которые сверху поставили крест. И там христиане собирались, молились, причащались.
Когда я уже стал архиереем, в Доброполье у баптистов было здание, похожее на храм, с куполом и оградой, а православные собирались в бывшем дворце культуры. Но люди молились и в таком храме, потому что хотели быть вместе, исповедоваться и причащаться. Там до сих пор совершаются богослужения. Но, слава Богу, в Доброполье теперь есть и этот храм. Это необходимо и для нашей сегодняшней жизни, и для будущих поколений.
Кроме того, что здесь совершается Божественная литургия, кроме того, что мы здесь собираемся вместе для молитвы, храм для нас — ещё и школа, в которой каждый из нас получает определённые уроки. Как дети ходят учиться в школу, как спортсмены ходят тренироваться в спортзал, так и мы, христиане, приходим в храм для того, чтобы учиться. У каждого из нас много недостатков, слабостей, своих собственных представлений о добре и зле, о том, что такое «хорошо» и «плохо». Но в храме нас не священник, а Христос и Евангелие учат быть настоящими христианами — порядочными и честными, справедливыми и добрыми, ответственными, любить Бога и ближнего, и ставить это на первое место в своей жизни. И тот, кто этому учится, становится настоящим христианином и добрым человеком, с которого можно взять пример, у которого можно чему-то поучиться, рядом с которым не страшно, на которого можно положиться.
Разве не этого нам сегодня в жизни не хватает? Разве не об этом мы переживаем и не от этого страдаем — что у нас нет добросовестных врачей, учителей и строителей, качественных продуктов в магазине, нормального детского сада, где детей было бы не страшно оставить? Почему так происходит? Потому что люди не знают, что такое долг, ответственность, самопожертвование, любовь, порядочность и честность. Именно этому мы учимся в храме Божием. Нам это необходимо.
Сегодня директор шахты жалуется, что у него нет шахтёров, которым можно было бы поручить спуститься под землю, директор школы жалуется, что у него нет учителей. Сегодня жалуются, что нет строителей, нет людей, которым можно было бы доверить подметать улицу — они не могут её подмести, чтобы после них не нужно было переделывать. Сегодня у нас идёт война.
Всё это — следствия жизни без Бога, правды и веры, следствия потребительского отношения к жизни и друг к другу, когда потребление, выгода и удовольствия ставятся на первое место. А когда мы приходим в храм, наша картина жизни меняется. Мы понимаем, что не это главное, и что человек без любви к Богу и ближним человеком даже называться не может, что нельзя жить без правды, без порядочности. И эту картину мира нам открывают в храме Божием Евангелие и примеры жизни святых.
Вот почему каждый раз, когда строится новый храм и освящается новый престол, для всех нас это большой праздник и большая радость. Мы радуемся тому, что появилось ещё одно место, которое мы называем святым и которое создано для того, чтобы здесь совершалась литургия, чтобы люди собирались для молитвы и учились любви, доброте, милосердию, чистоте и правде, преображались и становились другими — а через это несли правду и красоту в мир, тем, кто нас окружает.
Я от всей души поздравляю вас с этим большим событием в жизни города, нашей епархии и в жизни каждого из нас!