Протоиерей Константин Лисняк
Любовь к некрологам
Почему публикации, сообщающие о смерти, привлекают людей и имеют большой отклик? Что стоит за этим — сочувствие или нездоровое любопытство? Почему смерть порой становится единственным поводом вспомнить о человеке? Размышлял протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.
Страх и любопытство
Почему люди неравнодушны к некрологам? Думаю, по той же причине, по которой они интересуются страшными новостями. Страшное пугает, но и привлекает человека, таково устройство его психики. По этой причине телевидение и СМИ давно уже стали одной большой сводкой о трагических происшествиях. Какие новости привлекают больше всего зрителей и читателей? — те, что рассказывают об убийствах, взрывах, пожарах, и чем больше число погибших, тем выше внимание зрителя к инфоповоду. СМИ делают на этом огромные деньги: блоки рекламы в таких выпусках стоят гораздо дороже, чем в какой-нибудь спокойной передаче.
Что касается некрологов — скорее всего, в этом случае включается обычное человеческое любопытство: людям свойственно интересоваться, кто что сделал, как жил, и тем более — почему умер. Повреждённость человеческой природы и в частности психики проявляется в склонности к тому, что мы интересуемся именно негативными фактами прежде всего. А что может быть более тягостным, страшным и непонятным, чем смерть? Она пугает нас неизвестностью, но и возбуждает любопытство, основанное на желании хоть как-то проникнуть за завесу её тайны.
Загробная участь не может не интересовать людей, так было задолго до появления средств массовой информации. Посмотрите, как ведут себя люди на кладбище, когда на Радоницу посещают могилы близких. Помянув родственников, они потом с завидным энтузиазмом ходят вдоль чужих могил, рассматривают фотографии, считают, сколько лет прожил тот или иной человек. Возможно, так люди борются со страхом смерти. Есть во всём этом что-то непостижимое, какая-то тайна, которая привлекает человека.
Во все времена людей интересовало, как умер тот или иной человек, какие слова сказал перед смертью. Всё это объясняется тем, что все мы движемся в одном направлении — к своей кончине. Как бы мы ни отгораживались от этой мысли, правда такова, что каждому из нас рано или поздно придётся через всё это пройти. Поэтому человек пытается как-то совладать с неизбежностью и неизвестностью.
Как жил, так и умер?
Есть ещё один момент в том, чем может обосновываться интерес к некрологам и смерти других людей. Я уже говорил как-то, что нередко человек умирает так, как он жил. Многие святые уходили из жизни, словно засыпали, а «смерть грешников люта» (Пс. 33:22). Смерть — это некий знаменатель жизни человека, который многое говорит о нём. На пороге смерти человек не будет лгать, перед ней все равны, все беззащитны. Не случайно во все времена была традиция прощаться с умирающим, собираясь у его смертного одра. Родственники получали его благословение, слушали последние слова, которые считали очень важными и ценными — потому что перед лицом скорой кончины человек не будет юлить, лгать и говорить о неважном.
Почему нередко только смерть становится поводом ценить человека?
К сожалению, нередко мы не ценим людей, находящихся рядом с нами. Как в пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Мне кажется, такое отношение, и так свойственное эгоистичной человеческой природе, укоренилось в советские годы, когда нам внушали, что незаменимых людей не бывает. Порой только после смерти человека выяснялось, что не таким уж заменимым он был. Жил тихой незаметной жизнью, ничем не выделялся, а умер — и оказалось, что он всю жизнь хорошо и ответственно делал какое-то очень важное дело или тайно помогал множеству людей.
Таких примеров очень много среди святых. Вспомним святого Иоанна Златоуста, которого при жизни гнобили, гнали, клеветали и ненавидели. И со Христом так было: при жизни к Нему относились как к странному проповеднику из Галилеи, которого презирали и ненавидели, которому завидовали и в итоге распяли. А что было после смерти — мы все знаем: распространение и всемирная проповедь христианства. Наверное, так происходит потому, что большое видится на расстоянии. Человеку свойственно ошибаться и не замечать важного.
Тайна Промысла Божьего
Сейчас мы видим, как из-за пандемии уходит из жизни множество пастырей. О существовании многих из них мы узнаём из некрологов, потому что трудились эти батюшки в маленьких городках или сёлах. При жизни их большие труды многим не были заметны: стоит храм — и хорошо, есть прихожане — замечательно. А после смерти оказывается, что десятки людей осиротели, оставшись без мудрого духовного наставника, прекратилось социальное служение или какая-то другая важная работа, которая держалась силами этого священника. Более того: нередко выясняется, что это был скромный человек, который творил много добра, и только после смерти открылась значимость его трудов и подвигов.
Почему так бывает? Наверное, в этом Промысл Божий. Господь скрывал плоды трудов, чтобы скромный добросовестный пастырь не возгордился: всё-таки мы все — люди, слабые и немощные. После смерти, когда человек ушёл в духовный мир, ему уже навредить невозможно, и Бог открывает его добрые дела. Это здесь время подвига, труда и покаяния, а там — время воздаяния, там уже что посеял, то и пожинаешь. А вот окружающим полезно узнать о добрых делах своего ближнего.
Как относиться к сочувствующим комментариям людей, которые не знали умершего?
Понятно, что такие комментарии могут смущать, потому что возникает вопрос: насколько искренне сочувствует комментирующий человек? Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: разве лучше было бы, если бы он написал: «Подумаешь, умер! Мне всё равно!» Существуют ситуации, на которые можно реагировать только одним образом — сочувствовать или молчать. Есть ведь люди, которые умудряются писать под некрологами гадости — это люди с мёртвой совестью, продукт нашей современной действительности. А для нормального человека естественно выразить сочувствие при известии о чужой боли. Даже если он не чувствует горя, если не знал умершего — я не вижу ничего плохого в том, чтобы сказать или написать добрые слова.
Внешнее сочувствие — это ложь?
Давайте разбираться. Когда священник молится о недужных или поминает людей на литургии — я не думаю, что он до мурашек проникается болью и сочувствием к людям, чьи имена перечисляет. Многих поминаемых он вообще не знает. Он выполняет свои обязанности как пастырь и священнослужитель: властью, данной ему Богом, призывает благодать Божию. Точно так же не должен он рыдать о каждом покойнике, падая у могилы и заливая всё вокруг слезами. Его задача — молиться, а как он это делает — личное дело человека.
Если мы видим в сети некролог или известие о смерти человека — можно написать «Царствие Небесное и вечный покой!» Таким образом мы молимся о нём. Да, даже в интернет-пространстве происходит молитва. А как ещё христианин может реагировать на смерть собрата? Нужно оставаться людьми, более того — христианами. У нас всегда есть повод для молитвы, и когда читаем что-то в СМИ — тоже. Прочли, что хорошее произошло — тут же поблагодарили Бога: «Слава Тебе, Господи!» Случилась где-то беда — снова молимся: «Господи, помоги!», «Господи, упокой во Царствии Твоем этих людей!» Мы произносим простые слова, но это молитва, и вот уже Христос имеет повод вмешаться в судьбу человека. Дальше в духовном мире начинают происходить какие-то события. Мы не знаем, какие, но они происходят, иначе мы не были бы призваны молиться о живых и усопших.
Горе становится меньше, когда его разделяют
Можем ли мы сочувствовать незнакомым людям? — думаю, да. Не только сочувствовать, но и молиться о них. На каждой литургии священник произносит имена живых и усопших, делает это вслух и перед всей Церковью — это нужно и важно. Мы не знаем всех этих людей, но молимся о них. Общая церковная молитва имеет большое значение.
Так что осуждать людей за сочувствующие комментарии я бы не стал. Конечно, хотелось бы, чтобы их сочувствие было не показным. Соболезнование — это когда вы вместе болеете, то есть переживаете о случившемся с другим человеком. Да, можно не знать усопшего, но каждый из нас способен представить, как тяжело потерять близкого человека. Святой Паисий Святогорец говорил: «Бог творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека». Мы произносим фразу «примите мои соболезнования», то есть болеем своим сердцем вместе с ними. А ведь механизм действия молитвы заключается именно в этом — в участии сердца.
Горе становится меньше, когда его разделяют. Человеку, который видит сочувствие, и психологически легче, и духовно тоже. Да, усопшему никакой разницы нет, пишут ли по поводу его кончины комментарии или нет, а вот родным это может быть нужно. Что касается преставившегося, то ему важно не количество людей, пишущих комментарии или идущих в похоронной процессии, а число молящихся о нём на протяжении следующих лет.
Пока читают некрологи, всё не так плохо
Давайте будем пытаться быть милосердными, хотя бы двигаться в этом направлении! Это непросто, но важно хотя бы начать. Это как в спорте: наше дело — подпрыгнуть, а дальше тренер подсадит и поможет дотянуться до турника. Так и мы: надо стараться делать дела милосердия, а дальше поможет Господь. Порой самый обычный комментарий в соцсети может кому-то помочь.
Даже если человек пишет слова поддержки просто для галочки, это неплохо. Если он падок на некрологи — это тоже неплохо, ведь заметки такого содержания — это напоминания о смерти, о конечности человеческого пути. Это повод задуматься о вечном и главном. Современный мир отвлекает нас от таких мыслей, призывает думать о сиюминутном: развлечениях, приобретениях, лёгкости жизни. Поэтому если некрологи набирают большое число просмотров — это хорошо, это значит, мы ещё не совсем пропали. Конечно, хотелось бы, чтобы читатели некрологов во время чтения не только сочувствовали, но хотя бы парой слов молились или размышляли о главном — но это уже индивидуальный выбор каждого читателя.
Беседовала Екатерина Щербакова