Священник Александр Хворост
Куда вознёсся Христос?
Этот вопрос часто задают дети, но интересен он и взрослым. Действительно: куда вознёсся Христос? Что изменилось для людей после Вознесения? Наконец, почему Вознесение — это праздник, ведь Спаситель покинул этот мир? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке.
Вознесением логично закончилась земная миссия Христа. В третьем члене Символа веры говорится, что Он сошёл с Небес и воплотился. Соответственно, после того, как Спаситель был распят и воскрес, Он возносится на Небеса — возвращается в мир духовный. Если говорить точнее, то под «Небесами» надо понимать сакральное бытие Святой Троицы, куда Он возносит Свою человеческую природу. Божественной природой Христос всегда пребывал в Троице, теперь же возносит человеческую природу до уровня Божества. На Первом Вселенском Соборе, когда обсуждали личность Христа, святитель Афанасий Великий сказал, что «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».
Что изменилось для людей после Вознесения? Первое: человеческая природа освятилась в личности Сына Божия. Христос освятил всего человека — душу и тело, и спас всего человека, потому мы и называем Его Спасителем.
Второе: христианство антропоцентрично, Христос со Своей человеческой природой стоит в его центре. Бог показал нам, что судьба личности для Него не менее важна, чем судьба города или народа. До Христа всё было наоборот: человек не представлял собой ценности и важности — в отличие от семьи, рода, города, государства, народа. Значение имело множество людей. Мы сейчас живём в социальном обществе — и это стало возможным благодаря христианским ценностям. В социальном государстве стремятся поддержать малоимущих, инвалидов, пенсионеров — это прямое следствие миссии Христа на земле, это Он нас этому научил.
Третье: Христос дал нам заповеди — новые принципы любви к ближнему. Они были революционными, поскольку до того мы нигде не находим призыва любить врагов. Эти заповеди, которые начали исполнять христиане, в корне изменили отношения в обществе. Христианство распространилось и покорило народы и государства. Покорило любовью, вопреки гонениям.
Четвёртое: Христос учредил Церковь. Да, Он вознёсся, но Его учение в дальнейшем распространялось по всему миру апостолами. После Вознесения в день Пятидесятницы Христос послал Духа Святого на апостолов и учредил Церковь, в которой Он незримо пребывает и будет пребывать, по Его же словам, «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что Он с нами, здесь и сейчас, бытием Своей Церкви. Церковь, по словам апостола Павла, — это тело Христово: «вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:28). Мы все причастны Христу через Церковь и миссию Церкви.
Пятое, самое радостное: по вознесении Спасителя ангелы сообщили апостолам, что Христос таким же образом возвратится на землю: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Христос придёт для того, чтобы принести Царствие Небесное людям, установить его на земле, обновить землю. Мы, христиане, живём счастливой надеждой на будущее бытие, радостное и благополучное. Господь не просто научил нас и ушёл, но даровал нам надежду, что вдохновляет жить и трудиться.
Во Христе Божественное и человеческое не разделяются, они неразлучны и нераздельны. Христос вознёсся всем Своим существом — не только Духом, но и телом. Человеческая природа находится в тайне Святой Троицы, эта тайна непостижима. Потому человеческая природа освящена и спасена, и мы спасаемся через это, мы сроднились со Христом. Человеческая природа обожена в личности Христа, и мы однажды увидим Спасителя точно таким, каким Он приходил когда-то. Эта радостная надежда помогает жить. С ней мы, христиане, молимся и постепенно, незаметно меняем мир. Надо только искать не земной справедливости, а Божьей правды.
Записала Екатерина Щербакова