Протоиерей Андрей Чичеринда
«Киевский патриархат»: почему православные против?
Захват храма в с. Катериновка
В последнее время снова обострились отношения Украинской Православной Церкви с представителями так называемого Киевского патриархата. Многие люди, не вдававшиеся в суть этого конфликта, часто задаются вопросом: да какая разница, в церкви какого патриархата молиться? Почему православные такие недружелюбные? В очередной раз разъяснить причины этого «недружелюбия» мы попросили благочинного Николаевского округа г. Константиновка протоиерея Андрея Чичеринду.
— Отец Андрей, чем же Православной Церкви не угоден «Киевский патриархат»?
— Православную Церковь составляют такие же люди, как и все остальные. Это не элита какая-то, но и не изгои общества. Как и все нормальные люди, они отличают чёрное от белого и правду ото лжи. Если просто посмотреть на основателей «Киевского патриархата» как религиозного движения, видно, что лежит в его основе. Это была и остаётся ложь. Отец лжи — это дьявол.
К сожалению, филаретовцы не могут соотносить свою жизнь, слова и проповедь со словами правды, потому что правда — это Христос, а Христос и ложь несовместимы. Естественно, Христос побеждает зло, это неизменный закон, даже если между ними идёт какая-то временная борьба. По этой причине и возникает у нас к «Киевскому патриархату» негативное отношение. Неприемлемо благоразумному, здравомыслящему человеку видеть неискренность конфессии, именуемой «Киевский патриархат», и принимать её, смиряться с ней.
— В чём же заключается лицемерие этого самопровозглашённого патриархата?
— Киевский патриархат не признан во всём мире. Это говорит о многом, ведь не может быть такого, что весь мир сговорился и не признаёт хорошего человека (в данном случае — Филарета). Почему так произошло? — Потому что изначально действия этого человека и тех, кто пошёл за ним, были неканоническими, неправомерными, противозаконными. Были нарушены как государственные законы, так и законы, уставы Православной Церкви.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
27–28 мая 1992 года в Харькове состоялся архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. На нём было принято окончательное решение снять с предстоятельского поста и запретить в служении митрополита Филарета (Денисенко). 25–26 июня того же года в Киеве состоялся раскольнический «собор», на котором теперь уже монахом Филаретом (при поддержке группы его сторонников, нескольких лжеепископов Украинской автокефальной православной церкви и некоторых народных депутатов) был создан так называемый Киевский патриархат. Это образование создавалось искусственно, без участия духовенства Украинской Православной Церкви, против воли её епископов, архиереев, священства и верующих.
В 1997 году Архиерейским собором РПЦ «митрополит» УПЦ КП Филарет (Денисенко) был отлучён от церкви и предан анафеме за раскольническую деятельность.
УПЦ КП не признана ни одной канонической православной церковью в мире.
Лжепатриарх Филарет в Вашингтоне. Фото: J. Scott Applewhite / AP / Scanpix
Кто основатель этого неканонического духовного течения, Филарет? — Человек, который нарушил монашеский обет, попрал церковные каноны. Как он может проповедовать что-то доброе? А если посмотреть на его действия в прошлом году? Разве Предстоятель нашей церкви, митрополит Онуфрий, или покойный митрополит Владимир призывали к оружию, к убийству? А Филарет поехал просить оружие — это очевидный факт, на который есть комментарий и нашего правящего архиерея.
Основатель нашей Церкви — Христос. А Он — это любовь. Мы не говорим о том, что мы ненавидим «Киевский патриархат» — нет, мы призываем их к покаянию. Они могут прийти в нашу Церковь, покаявшись, и она примет их, как любящая мать. Здесь как в медицине: ведь врачи не сразу удаляют больной орган, сначала они пытаются его лечить. И только если лечение не помогает, применяют хирургическое вмешательство.
— Представим ситуацию: некая старушка ходит в храм «Киевского патриархата». Молится там, прибегает к таинствам, священник хороший. Она и думать не хочет, что с этой церковью что-то не так. А что не так? В чём заключается главная духовная опасность «Киевского патриархата»? Какая разница, где молиться?
— Нам в последнее время нередко доводится ездить через блокпосты, и самый распространённый вопрос, который задают на них, — «какого вы патриархата?». Отвечаю без страха: «Мы — московского, а какого ещё? Здесь иного нет!» И всегда слышим в ответ: «Да-да, конечно, мы знаем, проезжайте!»
Я часто спрашиваю: в церковь какого патриархата ходила ваша бабушка? — Московского! Зачем же обращаться туда, куда не нужно? Ведь вера наших праотцов испытана веками. И сколько благ было от того, что наши предки жили благочестиво в лоне Православной Церкви! Я часто говорю прихожанам: поверьте, мы в правильной Церкви! Мы Христа причащаемся, мы едины! Не сомневайтесь — просто твёрдо стойте в православии!
А главная опасность «Киевского патриархата» в том, что там не свершаются таинства. Нет, там «крестят», «венчают», «рукополагают во священство» и так далее. Но дело в том, что таинства там на самом деле — лишь фикция: во время их совершения благодать не сходит на людей. И брак остаётся невенчанным, человек — некрещёным… Эта так называемая церковь — безблагодатная. Ужасно, что многие люди даже не подозревают об этом.
Расскажу случай из жизни нашего города. Сейчас его наводнили священники, которые приехали помогать в прифронтовой зоне. Их спрашивают: какого вы патриархата? — И они отвечают: «Да какая разница?» То есть намеренно скрывают от людей свою принадлежность, в то же время «помогая» им духовно: отпевают умерших, причащают даже. И вот потом те люди, которые участвовали в такого рода «таинствах», приходят в наши храмы и рассказывают священникам, что их, например, сны мучают, в которых к ним приходят усопшие, или же они испытывают постоянное беспокойство за умерших. Начинаем выяснять: а где совершали отпевание, кто напутствовал усопшего? И всё сводится к тому, что люди участвовали в безблагодатных «таинствах» неизвестных «помощников».
— А если люди по незнанию попали в церковь «Киевского патриархата» и тамошние священники совершали над ними таинства — как им поступать, когда они узнали правду?
— Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но в Евангелии сказано: кто больше знает — с того больше спросится, соответственно, с того, кто знает меньше или вообще не знает, спросится меньше. Если люди не знали закона, это не значит, что они не грешны — они грешны, но в меньшей степени. Поэтому им, конечно же, нужно прийти в православный храм и покаяться в том, что они по незнанию участвовали в каких-то безблагодатных таинствах «Киевского патриархата».
— Если католик переходит в Православие, его не перекрещивают. А как с «Киевским патриархатом» в этом отношении? Нужно ли повторно совершать таинства?
— Однозначно: нужно совершать таинства снова. Если ребёнок был «крещён» в такой «церкви» — нужно крестить его в церкви православной. Это касается всех таинств: венчания, елеосвящения, миропомазания, крещения, причастия, покаяния, священства.
Строящийся Сретенский храм в Константиновке
— Отец Андрей, мы хотели побеседовать о «Киевском патриархате» именно с вами не случайно. Вся епархия была потрясена недавним захватом константиновского храма представителями этой псевдодуховной организации. Почему филаретовцы это сделали?
— Отвечу несколько иронично: а им не привыкать. Как образовывался «Киевский патриархат»? — захватом епархиального управления в Киеве, захватом Владимирского собора и многих храмов. Действия этой «церкви» говорят сами за себя.
Мы живём в правовом государстве и исполняем на каждом приходе общий Устав (Статут), на наших документах рядом стоят печати архиерея, что он благословляет открытие прихода, и печать облгосадминистрации — губернатора области. На печати есть греб Украины — это значит, что государство принимает наш Устав, а согласно с ним и мы просим зарегистрировать на уровне государства тот или иной приход. То есть мы уважаем законы государства, на территории которого живём, которому платим налоги — и так же государство уважает наши каноны. Почему же люди, которые называют себя «Киевским патриархатом», не уважают закон государства? Почему он попирается ими? В частности — в городе Константиновка? Ведь был совершён подлог документов!
— На какой стадии развития этот конфликт? Близится ли он к завершению?
— Нет. Это очень долгое дело. Мы обратились к губернатору, был обнаружен, как я уже сказал, подлог документов. Выяснилось: ложью было заявление о том, что по решению сессии городского совета земля прихода нам не принадлежит. У нас есть документ, выданный нам городской администрацией, о том, что решения сессии о передаче земли «Киевскому патриархату» не было, земля документально принадлежит Горловской епархии Украинской Православной Церкви, Сретенскому приходу. Вот снова пример того, как ведёт себя «Киевский патриархат», какими методами пользуются его представители.
— Каким вы видите итог случившегося конфликта?
— Я уверен, что этот конфликт разрешится в нашу пользу. Мы идём правовым путём, ничего ни у кого не забирали, не претендуем на чужое, и даже на колоколах Сретенского храма написано, что они отлиты по благословению епископа Горловского и Славянского Митрофана. Мы уважаем государство, в котором живём, и поэтому правда будет с нами.
СПРАВКА
За 2015 год представители «УПЦ КП» захватили или попытались захватить несколько десятков храмов Украинской Православной Церкви.
Захвачены:
06.03.15. Храм в честь святых Иоакима и Анны с. Преображенка Чаплинского района Херсонской области.
18.03.15. Храм Рождества Богородицы с. Мильча Дубенского района Ровенской области. Изгнанная община совершает богослужения под открытым небом у стен храма.
14.06.15. Храм Архистратига Михаила в с. Башуки Кременецкого района Тернопольской области.
28.06.15. Храм Архистратига Михаила в с. Вахновцы Выжницкого района Черновицкой области.
28.06.15. Покровский храм с. Куликов Кременецкого района Тернопольской области.
23.08.15. Владимирский храм с. Малые Дмитровичи Обуховского района Киевской области.
23.08.15. Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Пилипец Межгорского района Закарпатской области.
20.09.15. Покровский храм с. Грибовица Иваничевского района Волынской области. До завершения судебного разбирательства храм закрыт и опечатан. 06.12.15. Представители «Киевского патриархата» проникли в опечатанную церковь и совершили свое «богослужение».
21.09.15. Храм Георгия Победоносца в с. Катериновка Кременецкого района Тернопольской области.
22.09.15. Храм вмц. Параскевы в с. Новые Обиходы Немировского района Винницкой области.
03.10.15. Храм Рождества Богородицы в с. Дулибы Гощанского района Ровенской области. Храм опечатан до завершения судебного разбирательства.
14.10.15. Храм в честь Сретения Господня в г. Константиновка Донецкой области.
Также были попытки захвата:
20.01.15. Попытка захватить храм Зачатия Иоанна Предтечи в Святошинском районе г. Киев.
30.01.15. Попытка захвата храма во имя первомученика Стефана с. Чернятин Жмеринского района Винницкой области провалилась на стадии оказания давления на сельсовет.
12.02.15. Очередная попытка захвата Крестовоздвиженского храма в с. Большая Севастьяновка Христиновского района Черкасской области.
26.04.15-10.09.15. Попытки захватить Иоанно-Богословский храм с. Колосовая Кременецкого района Тернопольской области. Противостояние между жителями села спровоцировало решение Тернопольской ОГА о регистрации устава общины в новой редакции, принятое главой области Степаном Барной вопреки постановлению Кременецкого районного суда. Документ, выданный ОГА селянам, пожелавшим перейти в «Киевский патриархат», фактически превратил общину УПЦ в УПЦ-КП и предоставил раскольникам право на Иоанно-Богословский храм. 29.09.15. Продолжаются угрозы православной общине силой отобрать храм и передать «Киевскому патриархату» со стороны организации «Правый сектор». 19.11.15. Суд защитил права православных верующих.
12.06.15. Попытка захвата Троицкого храма в с. Саливинки Васильковского района Киевской области на стадии давления на собрание сельской общины.
30.06.15. Попытка захвата Николаевского храма в с. Попельня Житомирской области. Храм опечатан до завершения судебного разбирательства.
04.08.15. Попытка передачи «УПЦ-КП» земельного участка Покровского храма с. Рясники Гощанского района Ровенской области.
08.09.15. Попытка захвата Николаевского храма с. Чумаки Пятихатского района Днепропетровской области.
07.10.15. Очередная попытка захвата храма вмц. Параскевы с. Чудница Гощанского района Ровенской области. 19.10.15. Хозяйственный суд Ровенской области защитил права общины УПЦ на храм.
18.10.15. Попытка захвата Николаевского храма с. Райгородка Новоайдарского района Луганской области.
01.11.15. Попытка захвата Успенского храма в с. Птичья Дубенского района Ровенской области. До этого храм захватывался неоднократно. 15.11.15. Раскольники закрылись в захваченном храме и объявили голодовку. 17.11.15. Решением суда храм фактически отдали «Киевскому патриархату». 02.12.15. Апелляционный суд Киева постановил вернуть здание храма общине УПЦ.
14.11.15. Попытка захвата храма Архистратига Михаила с. Залухов Ратневского района Волынской области.
В целом по фактам повреждений, разрушений или захвата храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Украине с начала 2015 года было открыто 30 уголовных производств.
Беседовала Екатерина Щербакова