Протоиерей Александр Брянцев
Как найти свою меру комфорта?
Стремление к комфорту стало одним из признаков современной жизни. Каждый день появляются новые модели телефонов, новые возможности у компьютеров, экраны становятся шире, а салоны авто — комфортабельнее.
Как совместить христианский образ жизни с достижениями прогресса? Как не попасть в круговорот покупательской эйфории? Как не утонуть в трясине комфорта? — Об этом и многом другом мы беседуем с протоиереем Александром Брянцевым, настоятелем Всехсвятского храма Горловки.
— Отец Александр, как современному православному человеку определить грань между позволительным и излишеством?
— Для каждого человека есть своя мера комфорта, и для православного тоже. Каждый из нас имеет свой материальный доход, свою профессию, приносящую хлеб насущный. Степень допустимого комфорта должна определяться достатком человека.
Например, человек, имеющий небольшую зарплату, видит у кого-то дорогой автомобиль или кондиционер, недоступные ему по цене. Он влезает в непомерные долги и кредиты, идёт на любые жертвы, чтобы приобрести понравившееся. Это, конечно, глупость. Если же человек с тем же средним доходом, заботясь о членах своей семьи, трезво поразмыслив и отложив какие-то средства, покупает себе доступный по цене автомобиль или кондиционер — что здесь плохого?
Второй момент: заботясь о своём комфорте, мы не должны забывать и о своих ближних. Господь через Евангелие и святых отцов призывал и призывает к тому, что служение человека — это любовь к ближнему. И нет больше той любви, чем положить свою жизнь «за други своя». Поэтому человек должен так проживать жизнь, чтобы тратить часть средств на себя и свои нужды, но и не забывать о тех людях, которые нуждаются в помощи. Нехорошо покупать автомобиль, когда сосед рядом не имеет возможности, например, провести воду — по нищете или немощи.
Стремясь к комфорту, мы не должны забывать о покаянии, заповедях Божьих и ближнем. Стремление к комфорту не должно стать целью жизни. Дал что-то сегодня Господь — слава Богу! Нужно спокойно относиться к благам. И всегда, в любом деле иметь упование на Бога.
Хочется тебе кондиционер — если Богу угодно, будет тебе кондиционер. Смирился человек, положился на волю Божью — глядишь — через полгодика какая-то копейка на кондиционер насобиралась. Причём — не на худший. Когда человек относится к вещам и благам спокойно, с расстановкой, с верой — всё складывается с пользой для него.
Когда чем-то горишь, жаждешь чего-то страстно — нужно остановиться, остыть, потому что такой порыв ненормален. В такой момент нужно обратиться к Богу: «Господи, помоги успокоиться, остыть!» — и отложить решение вопроса. Через некоторое время Господь управляет так, что всё складывается будто само собой. Без жертв, семейных конфликтов, как это часто бывает.
Когда страсть овладевает человеком — и в стремлении к комфорту тоже — то он в желании достичь желаемого сметает на своём пути всех и вся. А христианин в вопросах приобретения тех или иных земных благ должен иметь холодную голову, рассуждение, умеренность, помнить о ближних.
Господь не запрещает нам заботиться о житейских благах. Он дал нам шесть дней для труда, и этот труд мы можем направить и на получение каких-то комфортных вещей. Пища — это ведь тоже комфорт, и сухой тёплый дом — комфорт. Но всё зависит от того, для чего и кого человек приобретает. Одно дело, когда он заботится только о себе и нуждах своего тела, и совсем другое — когда он стремится обеспечить комфорт своих близких.
— Кто, на ваш взгляд, должен определять меру комфорта православного христианина? Сам человек, священник, духовник?
— У православного христианина однозначно должен быть духовный наставник, но в первую очередь нужно слушаться голоса своей совести. Его не подкупишь, не обманешь, он никогда не подведёт. Потому всегда, когда мы стоим на пороге какого-то выбора, нужно прислушаться к себе. Совесть — это голос Бога в человеке. И голосом совести Сам Господь говорит нам, добро или худо то, к чему мы стремимся. Поступая вопреки совести, мы в итоге не получим наслаждения от своего выбора.
Что же касается определения меры комфорта священником — это сложный вопрос. Приведу пример. У меня большая семья, и наши друзья, состоятельные люди, предлагают помочь приобрести новый автомобиль — чтобы мы все в нём помещались. Естественно, я не буду всем подряд рассказывать, что мне этот автомобиль подарили. Но люди будут видеть, что батюшка ездит на дорогой машине. И как человеку, пришедшему ко мне, я могу советовать быть скромнее? Он может впасть в соблазн: мол, мне советует ограничивать себя — а сам вон на какой машине ездит!
Поэтому в данном вопросе нужно быть внимательным. Если человек видит, что он имеет нужду в своей покупке, и совесть его не обличает, то пожалуйста, пусть покупает. А задача духовника состоит в том, чтобы уделять как можно больше внимания совести человека. Научить человека слышать этот голос и следовать ему.
— Как противостоять миру потребления, со всех сторон предлагающему свои соблазны?
— Кроме пастырей, есть удивительное духовное наследие, которое оставили нам святые отцы. Это любимые мной святитель Игнатий (Брянчанинов), игумен Никон (Воробьёв) и многие, многие другие. Все святые отцы говорят, что человек, будь то монах или мирянин, должен следить за собой в том, чтобы предметы необходимости не превратились для него в предметы роскоши.
Где проходит эта грань — вам никто не скажет. Всё кроется в сердце человека, и нужно открыть его для Господа, Который поможет справиться с соблазнами современного мира. Господь и святые отцы призывают к тому, чтобы человек умел руководить своим «я». Над человеком, научившимся этому, соблазны слишком комфортной жизни вряд ли возьмут верх. Мы должны понимать, что наша задача — как можно скромнее жить: скромно питаться, скромно одеваться, иметь скромные предметы обихода.
Другой вопрос — профессиональная техника. Если дорогие приборы или приспособления нужны для того, чтобы человек мог на высоком уровне выполнять свою работу — это одно. Фотограф не сделает хороших снимков без качественного фотоаппарата и объективов. И если он тратит на их приобретение большие деньги — это нормально. Совсем другое дело, когда любитель покупает профессиональный аппарат, не умея им распорядиться, и использует две функции из ста пятидесяти. Это уже гордыня и тщеславие.
А смиряются гордыня и тщеславие скорбями и болезнями. Порой они необходимы, чтобы мы оценили те «мелочи», которыми начали пренебрегать. Ведь когда Господь посылает нам болезнь или скорбь, нам ничего не хочется, никаких гаджетов или ещё чего — только бы отпустила боль, разрешились проблемы.
— Отец Александр, должен ли современный человек понуждать себя к физическому труду?
— Физический труд однозначно нужен. «Молитва и труд всё перетрут». Если мы полностью автоматизируем свою жизнь, то человек, не занятый никаким трудом, впадёт в такие страсти, что выбраться из той духовной ямы будет практически невозможно. Труд действительно облагораживает человека. Во время труда человек сосредотачивается, может и о Боге подумать, и Иисусову молитву почитать.
В житейском плане нужно всегда смотреть на конкретную ситуацию. Когда сидит дома женщина с одним ребёнком, и за неё всю домашнюю работу выполняет техника — это ненормально. Она начинает заниматься собой: шопинг, маникюры и т.п. Посвящать себя своему телу — однозначно неполезно. Вот ей бы впору просто физически потрудиться. Но почему не облегчить труд многодетной матери, каждую минуту жизни посвящающей своей семье, трудящейся на благо своих близких, купив ей посудомоечную машину или что-то ещё?
— Какую роль в определении меры комфорта играет пост?
— Пост заставляет человека ограничивать себя в самых разных проявлениях комфорта. Первое — это пища. Вкусно и сытно поесть — это ведь тоже комфорт. Тот, который ведёт человека ко греху. Если человек всё время вкусно и сытно ест — у него развиваются страсти.
Влияние на человека потребляемой пищи очень велико. Святые отцы питались очень скудно, всю жизнь проводили в cухоядении. Но насколько они были здоровы духовно! Пост отсекает от человека нужду в излишествах и даёт ему возможность почувствовать, что значит жить с лёгким телом. Как это влияет на ум, на сердце человека! Как отпадают страсти!
Но поститься нужно ради души. Если пост соблюдают для похудения или ещё чего — конечно, такое ограничение в пище никакого духовного толчка дать не может. Когда отказ от пищи происходит ради смирения своего духа и отсечения страстей — тогда от поста будет польза. Человек будет ждать его!
Сам пост есть отказ от комфорта. От увеселений, неги и расслабленности. Пост настраивает человека на общение с Богом, на раскаяние, выявление своих грехов. И когда мы на этом сосредоточиваемся, то необходимость многих предметов комфорта отпадает. Больше времени уделяешь молитве — и тебе уже не до телевизора и компьютера с соцсетями, стараешься не болтать без дела — и реже нужен телефон, не слушаешь музыку — и не нужен плеер. Оказывается, что когда живёшь с Богом, появляются совершенно другие радости. Внешнее отпадает как шелуха.
Конечно, это всё приходит с духовным опытом. Для приобретения его нужно и молиться, и в храм ходить, и проповеди внимательно слушать, и читать святых отцов. Когда человек впервые приходит к Богу, первый раз исповедуется, причащается, он начинает чувствовать: вот чего не хватало! Вот та пища, которой я ранее не вкушал!
Когда человек осознаёт, какую радость, какой внутренний комфорт даёт общение с Богом, он всё переоценивает. Оказывается, всё, чем он раньше пытался заполнить своё сердце — суетное, греховное, не имеющее никакого смысла. И он понимает: радость — только в общении с Богом. И радость, и тишина, и покой, и главный комфорт — мир душевный и чистая совесть.
Беседовала Екатерина Щербакова