Мария Цырлина
Храм, в котором служил святой
Покровский храм в селе Клещеевка
Фото Александра Шурлакова
Всего в двух километрах от Бахмута (Артёмовска) вас встречают безграничные луга, запахи пижмы, ромашки, неуловимый грустный аромат начинающейся осени, а посреди них — удивительный храм с огромным куполом и массивными колоннами.
Церковь полководца
Каменный храм основал выдающийся русский полководец Пётр Степанович Котляревский, воспетый Пушкиным в «Кавказском пленнике», двоюродный брат известного украинского писателя Ивана Котляревского. В сражениях он получил столько ран, что не мог уже держать в руках оружие. Подав в отставку, великий генерал поселился в наших степях, купив на ссуду, полученную от государя, имение вблизи Бахмута.
Ему принадлежали сёла Карловка (сегодня Клещеевка) и Александрово (сегодня Александро-Шультино в Константиновском районе). Было у отставного генерала имение и в селе Капитоловка Изюмского района. Во всех этих населённых пунктах он построил на удивление похожие храмы.
Все они имели крестообразный план и были увенчаны большим полусферическим куполом, под которым располагались круглые окна. В западной части размещалась колокольня, а входы были украшены колоннадами. Вероятно, задумкой полководца было, переезжая с места на место, не чувствовать разлуки с родным храмом, а везде встречать привычные стены.
Все три церкви Пётр Степанович назвал в честь святых покровителей воинов: в Капитоловке — святой великомученицы Варвары, хранящей от внезапной смерти, в Александрово (Александро-Шультино) — святого великомученика Георгия Победоносца, а в Клещеевке — Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник особенно почитался казаками, к роду которых принадлежал Котляревский.
Георгиевский храм в селе Александро-Шультино
Фото Александра Шурлакова
Вместе с генералом жил его отец — протоиерей Степан Котляревский. Он стал первым священнослужителем в храме Александрово, а вот до открытия церкви в Клещеевке не дожил — умер за год до завершения строительства. Могила его находится в Александро-Шультино.
Управление двумя сёлами под Бахмутом Пётр Котляревский передал своему родственнику и соратнику, герою русско-персидской войны майору Осипу Ивановичу Шультену, также известной исторической личности, от имени которого Александрово стало называться Александро-Шультино. Храм в Клещеевке возводился под чутким руководством Осипа Ивановича.
Церковь Шультен заложил в год смерти своей жены — в 1837 году. Уже через год Пётр Котляревский по настоянию врачей уехал в Крым, где был более мягкий климат, и так и не увидел завершения строительства. Вскоре он умирает в Крыму. Храм достроили и освятили в 1841 году. При нём находились приходская школа и пять церковных домов.
Конец эпохи Котляревских
Ровно спустя столетие, в 1937 году, закончилась история имения Котляревских. Поместье в Клещеевке до основания разрушили, а храм, как и многие другие, закрыли. Священников, служивших в нём, арестовали. С церкви сняли крест и колокола. Церковно-приходская школа стала обычной, светской. Подробностей о закрытии церкви не сохранилось.
Во время войны село попало в немецкую оккупацию. Фашисты устроили в церкви конюшню. Отчасти здание спасла немецкая бережливость — для лошадей сделали деревянный помост и ограждения, благодаря чему роспись стен и старинная плитка на полу храма уцелели.
Сразу после войны по указу Сталина стали открываться многие храмы. Открылась и Покровская церковь в Клещеевке. В ней начались богослужения. Прихожане своими силами восстановили крест, купол, иконостас. Как смогли, отремонтировали храм.
Святой Иоанн (Стрельцов)
Духовный подъём в Клещеевке начался с приходом преподобноисповедника игумена Иоанна (Стрельцова), ныне причисленного к лику святых Святогорской лавры. После закрытия обители он пережил заключение и лагеря.
В 1943 году, освободившись из ссылки, отец Иоанн стал сперва настоятелем Успенской церкви в селе Крюково Гусь-Хрустального района Владимирской области. На бедном приходе, где в храме не было даже стёкол, он сразу занялся сельскохозяйственной деятельностью — сеял пшеницу, в пруду возле церкви разводил карасей. Спустя всего пять лет приход стал богатейшим в области. Крюковский колхоз был должен церкви 12502 рубля.
В 1949 году последовало новое уголовное дело. Председатель колхоза, завидуя мнимым богатствам священника, обвинил его «в восхвалении единоличного хозяйства». Преподобноисповедник был сослан в особый лагерь № 1 поселка Инта республики Коми, а затем в лагерь посёлка Абизь. В ссылке он провёл пять лет.
В 1955 году игумен Иоанн (Стрельцов) вернулся на Донбасс. Пришёл к архиерею и сказал: дайте мне самый бедный приход. На тот момент отцу Иоанну шёл уже 71-й год. На престарелого священника в ветхой заштопанной одежде, которую он носил не снимая пятнадцать лет, посмотрели с недоумением, но приход дали. Так игумен Иоанн по своей воле пришёл возрождать храм в селе Клещеевка.
В то время жители села в церковь ходили неохотно. Храм, восстановленный после войны, ещё кое-как держался, но если что-то рушилось, ломалось, то восстановить уже было не на что — пожертвований от небольшого числа прихожан практически не было.
К сожалению, отцу Иоанну не удалось повторить свой опыт с приходом в селе Крюково. Препятствия создавали власти, сказывались и старость, и одиннадцать лет лагерей. Тем не менее, он сумел сделать самое важное — возродить веру в сердцах многих жителей Донбасса.
Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов)
«Насадили огород — будет и урожай»
Сразу по прибытии на место служения у священника потребовали оплатить налог в 165 рублей, а денег не было. Отец Иоанн не унывал и приговаривал: «Насадили огород — будет и урожай». Некоторое время спустя, прослышав о мудром пастыре и молитвеннике, в Покровский храм стали стекаться люди. Вот о каком урожае говорил старец. До назначенного срока приход успел заплатить налог, и даже остались деньги на храм. Постепенно церковь стала благоустраиваться.
Службы поначалу священник совершал сам, вместо хора пели и подпевали, кто как умел, все присутствовавшие в храме. Позже по выходным к батюшке стали приезжать люди из Артёмовска. Они составили хор, помогали в алтаре. Многие из них стали потом монахами и монахинями.
По воспоминаниям схимонахини Михаилы ( в миру — Феодосии Фёдоровны Чуприной), которая до монашества была прихожанкой Покровского храма в Клещеевке и работала в трапезной, отец Иоанн был прост, как дитя. Жил он в простоте, без ковров, был нестяжателен. Никого не осуждал. Свет в домике священника зажигался в три часа ночи — с этого времени отец Иоанн не спал и читал молитвы. Завтрак ему приносили в два часа дня, до этого времени монах тоже молился.
Передвигался престарелый священник с трудом. На одну ногу он прихрамывал и словно подтягивал её при ходьбе. Схимонахиня Михаила вспоминает:
«Рассказывала мне учительница. То ли осенью это случилось, то ли весной — не помню. Только сильная грязь была. А в селе — ни мостовой, ни тротуаров. Дорогу развезло, сплошное месиво. С палочкой в руках, прихрамывая, идёт потихоньку отец Иоанн. Подол рясы забрызган, почти по земле тянется. Догоняет учительница батюшку, думает: „Сидел бы себе, дедушка, дома. И куда по такой грязи ходить?“ Поравнялась с ним, поздоровалась и хотела идти дальше, а отец Иоанн и говорит ей: „А кто бы служил, если б я дома сидел?“»
Очевидцы вспоминают случаи прозорливости отца Иоанна (Стрельцова) и исцеления людей по его молитвам. Сам священник отрицал своё участие в этом и на все просьбы помолиться об исцелении отвечал: «Что ж тела лечить! А души?» Супружеские пары призывал освятить свой брак и венчал бесплатно. За советом не только в духовной жизни, но и в житейских делах, к нему стекались со всей округи.
Только жителей Клещеевки в храме на воскресных службах было мало. Прихожане храмов Артёмовска (Бахмута), приезжая в гости к отцу Иоанну, удивлялись: «Почему к вам не ходят местные?» Священник с грустью отвечал: «Им покаяние не нужно».
Отец Иоанн с церковного амвона запрещал лечиться у «бабушек», призывал каяться в грехах и советовал просить исцеления у Божией Матери:
«Не обращайтесь к бабушкам за помощью, а обратитесь к Божией Матери, всех скорбящих Радости. Она наша Покровительница и Спасительница. Она может умолить Сына Своего и Бога нашего, и Он простит нам все наши согрешения, вольные и невольные. А кроме того, Господь кого любит, того и наказует и болезни посылает на пользу нам для смирения…» (воспоминания схимонахини Михаилы (Чуприной)).
Икона прп. Иоанна (Стрельцова)
Как школа закрыла церковь
В годы хрущёвских гонений вышел закон, который запрещал детям посещать храм. Дети любили отца Иоанна (Стрельцова) и часто бегали к нему после уроков. Он их угощал мёдом. Директор школы ходатайствовала о закрытии храма, мотивируя просьбу тем, что не могут вместе существовать церковь и школа. Так как учебное заведение занимало бывшую церковно-приходскую школу, некогда отнятую у храма, находились они рядом, на одной улице.
Вскоре храм закрыли. Когда старенький священник прощался с прихожанами, он обхватил лежавшую на аналое посреди храма икону Покрова Божией Матери и горько плакал… Это был 1962 год.
Отца Иоанна перевели на приход в селе Покровское, где он прослужил до своей смерти. Он отошёл ко Господу в 1970 году, так и не дождавшись открытия Святогорского монастыря, о чём мечтал на протяжении долгих лет. В 2008 году игумен Иоанн (Стрельцов) был причислен к лику святых Святогорских.
Перед закрытием Покровского храма в Клещеевке люди успели забрать иконы и церковную утварь, которые затем передали в Николаевскую церковь Артёмовска (ныне Бахмут) и на другие приходы.
Протоиерей Анатолий Гармаш, бывший настоятелем Покровского храма в 1993-2016 годах и участвовавший в его возрождении, поделился рассказами о закрытии церкви, которые слышал от старожилов:
«Сколько директор колхоза ни говорил, чтобы сорвали крест с храма, который стал теперь зернохранилищем, все отказывались. Наконец нашёлся один комсомолец, который согласился это сделать. Он пригнал трактор, влез на купол, закинул трос на крест, спустился и трактором сорвал крест. Господь наказал его — у него не было детей. Я его застал, когда пришёл служить на этот приход. Его жена до самых своих последних дней ходила в открывшийся храм. Когда она умерла, я её отпевал. Муж её так и не покаялся и даже ни разу не пришёл в церковь. Не знаю, жив ли он сейчас. Ходил он всегда озлобленный.
В храме была очень красивая роспись. Она сохранилась даже в 1930-е годы и при немцах, но перед вандалами 1960 годов не устояла. Её побили.
Разрушили и могилы, которые находились возле церкви, где были похоронены прежние настоятели, церковные старосты, работники храма и прихожане, много жителей села. Сегодня мы не знаем имена тех, кто был погребён там. Все могилы сравняли с землёй. Когда я пришёл, смог восстановить лишь некоторые могилы, поставил кресты, сделал клумбы».
В закрытой церкви стали хранить зерно и овощи. К храму относилось пять построек. В одной из них — здании церковно-приходского дома рядом с храмом — устроили контору колхоза. Там хранили весь архив села, включавший историю храма. Остальные постройки разобрали на стройматериалы.
Вскоре в Покровской церкви случился пожар. Выгорело всё. Старинные фрески были окончательно уничтожены огнём, они сохранились только в самом верху, под куполом. Пострадали расположенные рядом церковные здания. В пожаре сгорел и архив села.
Возрождение храма
В 1993 году так и не восстановленное после пожара здание храма передали православной общине. Покровский храм был открыт и заново освящён. Чин освящения совершил архиепископ Алипий, нынешний викарий Горловской епархии. Настоятелем храма стал протоиерей Анатолий Гармаш. Когда власти передали здание Православной Церкви, в нём не было ни иконостаса, ни даже окон.
В том же году начались восстановительные работы. Перекрыли крышу, поставили новые окна с решётками, теперь штукатурят стены, однако из-за недостатка средств ремонт продолжается по сей день. В 2016 году храм передали на баланс Всехсвятского прихода города Бахмут (Артёмовск), настоятель которого окормляет и Покровскую церковь в Клещеевке. Своего дохода церковь не имеет и даже не может себя содержать. Отопления в ней нет до сих пор.
Службы в храме совершаются каждую неделю, но прихожан мало, в храм ходят те, кому уже за 70. По состоянию здоровья они не могут бывать на каждом богослужении. Если старики ещё хранят веру, то молодёжь равнодушно проходит мимо церкви.
Отдыхать в Клещеевке лучше, чем жить
Жители с грустью вспоминают добротную школу и двухэтажный детский сад. Ещё совсем недавно в селе работали клуб, растениеводческая бригада, цех по очистке семян и многое другое.
Сейчас школа и детский сад закрыты, на стройматериалы разобрали клуб. Дети ездят на учёбу в Бахмут (Артёмовск), учебное заведение находится в семи километрах от села. Каждое утро школьников забирает и вечером привозит обратно автобус.
Туда же, в город, устремляются и взрослые. Здесь в основном живут хозяйством. Те, у кого получается фермерствовать более-менее успешно, продают в Бахмуте свои продукты, которые в селе не продать. Те же, кому повезло меньше, каждый день ездят в город на работу, а после неё возвращаются и успевают управляться с хозяйством. Коров или коз, свиней, кроликов и птицу здесь держит каждый. Без подсобного хозяйства в селе не прожить.
Многие уехали в город насовсем — в поисках лучшей жизни. Сегодня в когда-то большом селе осталось не более сотни детей. Во время каникул школьный автобус не ходит, а мест для детского досуга в Клещеевке нет.
Небольшая библиотека, комната культуры, фельдшерский пункт и почта — вот и всё, что осталось от былой жизни. Всё это ютится в половине требующего ремонта бывшего детского сада.
Нет в селе даже аптеки, за цитрамоном либо ездят в город, либо бегают просить на фельдшерский пункт. Его работник Оксана Дмитриева в свободное время вышивает бисером иконы. На каждую свою работу испрашивает благословения у священника.
Как и прежде, с церковью у жителей села связаны главные события их жизни — Крещение, Венчание, отпевание, но в воскресные дни на службы они не спешат. Больше всего прихожан у сельского храма летом, когда приезжают дачники и рыбаки. Рыбалка здесь очень популярна. В местных прудах вылавливают карасей, карпов, окуней, толстолобов и даже амура.
С наступлением холодов сельский храм пустеет. Его снова окружают только холмистые луга и запахи осени. Храм ждёт весны и своего возрождения.
Хочу почитать о других храмах епархии