Протоиерей Николай Марковский
Фильмы Юрия Быкова: попкорн отменяется
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево, знакомит наших читателей с творчеством режиссёра Юрия Быкова и рекомендует к просмотру три фильма, которые никого не оставят равнодушным.
Мы смотрим фильмы, как правило, для того, чтобы получить какие-то эмоции. Один любит фантастику, другой боевики, третий историческое кино — жанров множество. По моему мнению, фильм после просмотра должен оставлять память о себе, заставлять задуматься. О хорошей кинокартине надо размышлять, вспоминать её, анализировать. Сюжет большинства современных фильмов сложно вспомнить уже через пару дней после просмотра. Это набор красивых картинок, музыки, экшена, но не более.
Юрий Быков снимает фильмы тяжёлые. Его жанр — социальная драма. Что это такое? — как правило, фильм, который изображает жизнь без прикрас, часто тяжёлую, неприятную. Быков в своих картинах показывает то, что многие не хотят видеть: нищету, бюрократию, чиновничий беспредел. После их просмотра на душе тяжело. Возникает вопрос: зачем вообще такие фильмы смотреть? Дело в том, что каждый человек должен определиться, кто он, зачем и для чего живёт. Быков своим творчеством помогает зрителю ответить на эти вопросы.
Я рекомендую к просмотру три фильма Юрия Быкова: «Дурак», «Майор» и «Завод». Это кинокартины о жизни самых простых людей — таких, что ходят вокруг нас незамеченными. Герой первого фильма — сантехник, живущий со своей семьёй в маленькой квартирке, работающий в ЖЭКе. Однажды он приезжает на вызов и видит, что дом, в котором прорвало трубу, скоро рухнет. Дом этот — малосемейка, в которой живут люди, как сейчас говорят, социального дна. Нам показана молодёжь, которая курит и колется на площадках, пьющие взрослые и так далее — все те, кого мы стараемся не замечать. Главный герой всеми силами пытается донести до властей, что скоро случится катастрофа и погибнут люди. Мы наблюдаем, как разворачивается его борьба с мэром города, начальниками пожарной службы МЧС и полиции. Я не буду говорить, чем она закончилась, скажу только, что не мог отойти после просмотра дня три.
То же можно сказать о фильме «Майор». Майор милиции провинциального города спешит в роддом к рожающей жене и по пути сбивает ребёнка. Начальство хочет его «отмазать», чтобы не запятнать честь мундира. Фильм показывает, к каким драмам и последствиям приводит решение скрыть преступление.
В центре фильма «Завод» — жизнь умирающего города, в котором закрывают завод. На предприятии работало много рабочих. Показаны разные люди: молодой человек, от которого ушла жена из-за того, что у него денег нет; пенсионер, который на зарплату кормит свою семью и семью детей; бывший военный, предлагающий взять в заложники директора завода для того, чтобы тот выплатил все задолженности по зарплате. Рабочие решаются на рискованный шаг. Дальше показано, что из этого вышло.
Фильмы сложные, не под попкорн. Они заставляют размышлять, переживать, чувствовать. Вызывают эмоции, и часто неприятные, но иначе нормальный человек и не может реагировать на то, что в них видит. Среднестатистическому зрителю приятнее смотреть на красивую картинку, но такие фильмы ничего не оставляют в душе — в отличие от фильмов Быкова. Его картины не примитивные, сюжет развивается очень динамично, концовка во всех трёх непредсказуемая. Если поначалу кажется, что финал очевиден, то потом оказывается, что всё совсем не так, и зритель некоторое время после окончания сидит и смотрит в чёрный экран, осознавая, что произошло.
Быков — режиссёр, который своими фильмами бросает вызов обществу. Именно поэтому его много критикуют: зачем такое показывать, к чему? Серости вокруг и без того хватает. Однако вызов Быкова сознательный, и это мне очень импонирует.
Записала Екатерина Щербакова