22 марта 2019 г.
В пятницу второй седмицы Великого поста, день памяти сорока святых мучеников Севастийских, епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Сергиевском женском монастыре. Владыке сослужили благочинные Троицкого округа в Краматорске протоиерей Иоанн Устименко, Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук, Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда и клирик монастыря протоиерей Игорь Степанченко.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Андрей Чичеринда. Он напомнил об уроках жития святых сорока мучеников:
«Недаром память мучеников Севастийских препадает на дни Святой Четыредесятницы. Когда устав нам повелевает воздерживаться от скоромной пищи и мы должны сокрушаться о грехах, Церковь показывает, что пример святых мучеников актуален в жизни каждого из нас. Мы не должны сомневаться в любви Бога к нам, проявлять малодушие, а должны надеяться на Господа, потому что невозможное для людей возможно для Бога».
Сорок мучеников Севастийских погибли за веру в 320 году. Несмотря на то, что святой император Константин Великий в 313 году даровал христианам свободу вероисповедания, во многих провинциях власть по-прежнему принадлежала язычникам.
Так было в провинции Армения, которая находилась на территории современной Турции. Там, в городе Севастии, гарнизоном командовал язычник Агриколай. Зимой 320 года он дал приказ своим воинам совершить жертву идолам. Сорок воинов отказались, исповедуя себя христианами. Сначала военачальник уговаривал их отказаться от Христа, обещал за это повысить их служебный статус, обеспечить богатую жизнь. Потом стал угрожать тюрьмой и смертью. Воины пренебрегли обещаниями и угрозами Агриколая. Ночью в усердной молитве узники услышали голос: «Претерпевший до конца спасётся».
В христиан бросали камни, но они летели мимо цели, а попадали в самих обидчиков. В сильный мороз связанных воинов вывели к озеру возле города Севастия, заставили раздеться и войти в ледяную воду. Чтобы сильнее поиздеваться, здесь же на берегу затопили баню. Всю ночь мученики провели в воде, ободряя друг друга, молясь Богу. Они пели псалмы, несмотря на сильную боль, которую причиняло обморожение. Один из воинов не выдержал, побежал к бане, но от резкого перепада температуры умер.
Охранники заснули, кроме одного, по имени Аглаий. Он был поражён мужеством воинов. Господь проявил милость к стражнику: он увидел яркий свет, который разливался над озером, как летом, и растапливал лёд. Головы мучеников украшали тридцать девять венцов. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, побежал к мученикам и крикнул: «И я христианин!» Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да пострадаю и я с ними».
Утром военачальники вернулись из своих тёплых домов и увидели, что мученики живы, да ещё и стражник присоединился к ним. Воинам перебили голени. Умирая от мучений, они молились и славили Бога. После того, как тела святых сожгли, христиане собрали останки и с честью их похоронили.
На Руси в этот день пекли «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонков? Есть несколько версий. По одной, они символизируют души мучеников, летящие к Богу. По другой версии — песнь этих птиц сравнивают с молитвой Севастийских воинов Богу.
Ещё есть такая версия. Крестьяне, работая в поле и наблюдая за жаворонками, обращали внимание, как птички эти то взмывают ввысь, то камнем «падают» к земле. Они объясняли это особенным дерзновением и смирением этих пичуг перед Богом. Жаворонок устремляется быстро к небу, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.