Встретить Христа как Победителя смерти
28 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском кафедральном соборе Горловки. Владыка обратился к духовенству и прихожанам с проповедью.
Господь пришел не для того, чтобы только совершать чудеса, исцелять болезни и говорить проповеди. Смысл пришествия в мир Сына Божия был в том, чтобы спасти человека от греха и смерти.
Задумал Господь это сделать премудрым образом — Сам стать смертным и победить смерть через Свою смерть, разрушить её жало и сделать её бессильной. Ему предстояло на глазах у Своих учеников, на глазах у многих людей принять унижение, клевету, поругание, заушение и саму смерть. И произойти это должно было совсем скоро — всего лишь через несколько дней.
Об этом знал Господь и об этом Он говорил Своим ученикам. Он хотел, чтобы они уразумели тайну Его добровольного страдания, чтобы в их глазах Его смерть не выглядела как насилие со стороны людей — будто Ему некуда деться, и Он вынужден страдать. Он говорил им: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17-18).
После того, как Господь преобразился на Фаворе, Он сказал ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18, 31-33).
Но что такое для учеников «воскреснуть из мертвых»? Разве каждый день мёртвые воскресают? Да, они уже видели, как Господь воскресил сына Наинской вдовы, да, они уже видели, как Господь воскресил дочь начальника синагоги Иаира. Но разве Он может, Сам умерев, воскреснуть?
Эти слова трудно воспринимаются человеческим разумом. Тем более, мы знаем о том, что в представлении людей того времени Мессия — это тот, кто избавляет людей от земных несчастий и даёт им земные блага. Именно таким представляли себе Мессию иудеи — вождем, лидером, царем. Но Господь пришёл не для этого.
Со стороны казалось, что Спаситель был предан, насильно схвачен и казнён на горе Голгофа позорной смертью, которой казнили предателей и разбойников. Но Господь эти страдания принимает добровольно. Он в Своей власти имеет жизнь и смерть.
Придя в Вифанию за шесть дней до Пасхи, Христос находит двух сестёр — Марфу и Марию, которые похоронили своего родного брата Лазаря, и уже прошло четыре дня. Его отнесли и положили в гроб, привалили ко входу большой камень, как положено было тогда по обычаю. Лазарь уже начал разлагаться, уже был запах тления. Господь берёт учеников, берёт сестёр, идёт к могиле Лазаря, и там его вновь возвращает к жизни.
Это происходит на глазах очень большого количества людей. Весть об этом немедленно разносится по всему Иерусалиму, в который к празднику собрались не сотни и не тысячи, а несколько миллионов людей: по свидетельству Иосифа Флавия, до четырёх миллионов собиралось в Иерусалим на праздник Пасхи.
Когда Господь из Вифании идёт в Иерусалим и спускается с горы Елеонской, многие, зная о Нём как о Победителе смерти, как о Человеке, воскресившем Лазаря, слыша о Нём от других людей как о Чудотворце, воздают Ему царские почести. Его громко встречают криками «Осанна!» — если перевести на наш язык, это будет означать «Спаси нас» и «Благослови нас». Его встречают с пальмовыми ветвями в руках, как Победителя. Перед Ним бросают одежды, чтобы тот ослик, верхом на котором Господь въезжает в Иерусалим, прошёл по ним своими ногами.
Но Господь не приходит в восторг от этой торжественной встречи. Он видит, что эти же самые люди, которые сегодня кричат Ему «Осанна!», через несколько дней так же громко будут кричать: «Распни, распни Его!» на суде у Пилата. Единственное, что доставляет Его сердцу радость, — это то, что криками восторга Его встречают дети. Дети имеют чистое сердце и искренне выражают свою радость. Они ликуют и радуются не лицемерно, и Господь это отмечает Своим словом.
Но это событие всё равно торжественное и радостное, несмотря на то, что люди не понимают, Кого они встречают, несмотря на то, что через несколько дней они будут требовать смерти Того, Кого провозглашали Царем. Радостное это событие потому, что Господь всё равно всем показал, что Он — Хозяин жизни, что Он — Победитель смерти, что смерть отступает перед Его властью и не страшна человеку. Ведь победить можно любого вождя и любого воина, потому что он смертный. А победить смерть может только Бог. И Господь, как Победитель смерти, торжественно входит в Иерусалим.
В ночь Воскресения Христова мы будем возвещать победу жизни над смертью, мы будем праздновать воскресение Христа из мёртвых.
Но как же так — Господь смерть победил, а она продолжает властвовать над человеком? Разве кладбища закрылись? Разве мы не видим, как люди продолжают умирать? Разве после воскресения Христова исчезла несправедливость? И как часто нам приходится слышать о том, что живут те, кто не должен жить, и умирают те, кто должен был жить дальше.
Почему это происходит? Почему этот порядок вещей остался неизменным? Разве наш опыт не показывает нам, что смерть существует, и люди продолжают её страшиться? Чему же мы тогда радуемся? В чём победа над смертью?
То, что произошло один раз, может происходить много раз. То, что совершилось единожды, может совершиться со всяким. И то, что Господь совершил с праведным Лазарем, которого Он воскресил из мёртвых, Господь совершит с каждым из нас.
Тело человека умирает, но дух остаётся бессмертным. И только от воли Божией зависит то, когда вновь дух человеческий соединится с человеческим телом. Словом Божиим мир от небытия пришел в бытие. И словом Божиим из смерти человек возвращается в жизнь. Этого слова мы все ждём для того, чтобы ожить, для того, чтобы вновь обрести полноту жизни.
Вход Господень в Иерусалим имеет и духовный смысл. Мёртвый Лазарь — это каждый из нас. И полноту жизни мы обретаем тогда, когда мы с Богом. Если жизнь человека проходит без Бога, такой человек называется духовным мертвецом.
Наверное, мы можем себе представить лишь отчасти, каким отчаянием полна человеческая жизнь, когда она проходит без Бога. Ни одна земная радость, никакое земное благо не может избавить человека от страха перед смертью, от страха перед тем, что его может ожидать болезнь, от страха перед тем, что жизнь не имеет никакого смысла, если я умираю. Ничто не может человека освободить от власти смерти. И только тогда, когда мы начинаем осознавать, что наш дух бессмертен, что смерть — это лишь переход, что от Бога зависит наша вечность, жизнь начинает обретать цель и смысл.
Сколько бы человек ни говорил о том, что ему всё равно, сколько он проживёт, — никакому человеку не всё равно. Сколько бы человек ни говорил о том, что смерть ему не страшна, всё равно человек перед этим порогом испытывает страх и трепет. Но не страшной она становится только в том случае, если уже здесь, на земле человек живёт с Богом. Свидетельство тому — жизнь сотен и тысяч христиан после Воскресения Христова.
Мы удивляемся, почему мученики не боялись мучений, мы удивляемся, почему апостолы, несмотря на то, что им запрещали свидетельствовать о Христе под страхом смерти, всё равно свидетельствовали о Нём перед язычниками, перед царями, перед теми, кто в конце концов этой смерти их предавал. Они перестали бояться смерти. Она перестала быть для них страшной.
Господь в Иерусалим входит не как земной царь, а как Победитель смерти. Входит для того, чтобы уверить нас, что Он способен каждого из нас вернуть к жизни, как вернул четверодневного Лазаря, для того, чтобы показать нам, что мы должны бояться только греха, который делает нас одинокими, несчастными, подверженными духовной смерти.
Грех — это наш враг, которого мы должны избегать, с которым мы должны бороться. Грех — это то, что убивает наш дух и ограничивает нашу свободу, делает нас неспособными продолжить жизнь после смерти. Избавиться от греха нам необходимо в течение нашей земной жизни.
Великий Пост — особенное время, которое было дано нам для того, чтобы мы ради Бога отказались хотя бы от чего-то греховного в нашей жизни. Время идёт очень быстро. И как незаметно пролетел этот пост и приблизилась Пасха, так же быстро пролетит и вся наша жизнь. Будет ли наш дух способен жить с Богом, перейдя в вечность? Будет ли наш дух способен обрести бессмертие с Ним? Ответ на этот вопрос мы даём своей жизнью и своими делами. Для того, чтобы ответить на него утвердительно, нам нужно трудиться и совершенствовать свою душу, очищать себя от греха.
Если бы мы искали Бога только лишь для того, чтобы продлилась наша земная жизнь и прибавились земные блага, то это не имело бы никакого смысла, потому что рано или поздно смерть отобрала бы у нас всё и сделала бы нас нищими. Но если мы к Богу приходим для того, чтобы обрести бессмертие и жизнь вечную, тогда обретает смысл всё, сказанное нами, всё, что делаем мы здесь, на земле, всё, что с нами происходит.
Та сила, которую даёт осознание, что жизнь твоя не бесцельна, что она имеет смысл, помогает нам не обращать внимания на временные обстоятельства нашей жизни, а поступать по совести и по правде всегда, что бы ни происходило с нами и вокруг нас.
Осознание того, что жизнь имеет смысл, а бессмертие — это то, что нас ждёт, помогает нам избирать смыслом и целью своего существования жизнь с Богом, жизнь по правде и по совести. Это самое главное, чему мы должны научиться, и что должен понять каждый из нас. Потому что история может повториться: мы можем стоять с ветвями, как когда-то жители Иерусалима, а потом, выйдя из храма, кричать «Распни Его» — но не словами, а своими делами и своей жизнью.
Дай Бог, чтобы не исполнились на нас те слова, которые были сказаны Иерусалиму: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 44) и «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13, 35).
Наш дом останется пуст, если мы так и не осознаем цели своего бытия. Наш дом останется пуст, если мы так и не поймём цели своей жизни, если всё, для чего мы живём, будет только тут, на земле, и у нас ничего не будет в вечности. Наше богатство только тогда становится таковым, если всё, что мы сделаем здесь, имеет продолжение в ином бытии, за гробом.
Дай Бог, чтобы все мы это осознали, чтобы жизнь каждого была исполнена смысла, чтобы каждый из нас в своей жизни встретил Христа как Победителя смерти и как Того, Кто дарует вечную жизнь.