16 декабря 2015 г.
Доказать свою правоту с помощью силы невозможно
В канун памяти святой великомученицы Варвары митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение в Троицком соборе г. Краматорск. На полиелее владыка обратился к прихожанам собора с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с днями Рождественского поста и преддверием праздника в честь святой великомученицы Варвары!
Этот день особенно почитается в нашей Церкви, чему есть историческое объяснение. Супруга равноапостольного князя Владимира, княгиня Анна, приехав из Константинополя, получила мощи великомученицы Варвары как своё приданное, как подарок святому князю и Богом просвещённой земле. Эти мощи всегда находились в главном киевском храме. Они находятся до сегодняшнего дня во Владимирском соборе, где с 1990-х годов «служит» так называемый Киевский патриархат. Многие православные киевляне всё равно заходят во Владимирский храм для того, чтобы помолиться перед мощами великомученицы Варвары. Старым людям, которые помнят, как приходили в этот храм на богослужения, больнее, чем молодым, которые никогда в этот храм не ходили.
В житии великомученицы Варвары много моментов, которые трогают сердце и заставляют задуматься. Она из тех редких людей, которые ищут вещей не земных, материальных, а духовных. Ей было недостаточно ни внимания родителей, ни богатства, ни красоты. Всё это было у неё с самого рождения. Ей хотелось чего-то большего, её душа искала общения с Богом. Но ответа на её вопросы никто ей дать не мог. Отец её был язычником, более того, он никуда её не выпускал из своего имения. Он построил красивую башню и туда её заключил. Туда он приводил учителей. По его мнению, это был способ воспитать её так, как хотелось ему.
Вопросы о Боге, Творце мира, о смысле жизни она задавала своим учителям, но ответы учителей-язычников её не устраивали. Она чувствовала в них ложь. Идолы, которых сделали сами люди, не могут быть богами в силу природы. Но, глядя на красоту мира, на его разумное устройство, она понимала, что есть Тот, Кто этот мир устроил, просто, может быть, мы не знаем Его имени. И она Ему молилась, прося, чтобы Он ей Себя явил.
Однажды, когда отец уехал, она встретилась с христианским священником, который рассказал ей о Боге — Создателе этого мира о смысле жизни, и благовествовал ей Евангелие. Но он предупредил её, что христиане — это мученики, это те люди, которых преследуют, гонят. Тогда была эпоха императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Священник сказал, что следовать за Христом для Варвары будет трудно и опасно и, скорее всего, это приведёт её не к земному благополучию и благоденствию, а к многим скорбям и страданиям. Варвара сознательно сделала выбор и стала христианкой.
Очень часто сегодня мы слышим: «меня никто не учил быть христианином», или «меня никто не учил молиться Богу, поэтому я не молюсь», «никто меня не учил поститься, причащаться, читать Евангелие». Но если бы у кого-то из говорящих так людей появился вопрос о том, что такое смысл жизни, для чего человек живёт, и почему мир так премудро устроен, если бы человек не удовлетворялся теми простыми ответами, которые дают люди, не ищущие ничего духового, то этот поиск привёл бы его к Богу. Если человек ищет Бога, если у него вопрос о Боге в душе появился, то в жизни человека произошло самое главное, потому что когда мы начинаем этот вопрос задавать, обращаться к Богу с молитвой, этот путь приводит нас к Евангелию, ко Христу, к Церкви.
Когда отцу Варвары стало известно о том, что его дочь — христианка, он пришёл в ярость. Его это не просто возмутило — он испугался. Будучи человеком богатым и знатным, он знал о том, что христиане — враги государства, враги империи и личные враги Диоклетиана. И тут вдруг его дочь — христианка. Он подумал не о ней, а о своём богатстве и положении. О том, что из-за неё он может всё потерять, а если подумают, что и он христианин, ему придётся оправдываться перед императором. И поэтому он берёт и сам докладывает, что его дочь — христианка. Он сам её за волосы тащит на суд, над ней издевается и требует от неё отречься от Христа, чтобы сохранить своё положение в обществе и своё богатство.
Мы видим, что если в своей жизни человек на первое место ставит земные блага и славу, то тогда даже родственные узы для него не имеют никакого значения. Даже то, что это его дочь, ни о чём ему не напоминает.
Мы сегодня задаёмся вопросом: как может продолжаться братоубийственная война, как брат может стрелять в брата? Но если человек на первое место ставит не заповеди Божии, не веру, не любовь, не справедливость и честность, а что-то другое, так и будет. Даже отец привёл на суд собственную дочь, потому что богатство и слава для него были выше.
Каждый из нас должен знать, что он ставит на первое место в своей жизни, что для него самое главное. И если Бог и Его заповеди будут не на первом месте, с нами может произойти то же, что и с отцом великомученицы Варвары, мы можем совершить поступок, который потом стыдом покроет всю нашу жизнь.
Что ещё мы должны понять из этой истории? И отец Варвары, и Диоклетиан, будучи, казалось бы, людьми могущественными и сильными, обладая и властью, и людьми, которые им подчинялись, оказались очень слабыми. Они оказались слабее девушки, которая, проявив силу духа, не отреклась от Христа перед лицом мучений.
Слабый человек, если ему нечем доказывать свою правоту, применяет силу. Насилие как доказательство неприемлемо в человеческих отношениях. Его не должно быть. Никому ничего нельзя доказать с помощью силы. Должны быть аргументы, дискуссия. И построено это должно быть на основе того, что люди ищут правды и перед ней готовы смириться, какой бы она ни была. А если ты хочешь доказать свою правоту с помощью силы, это всегда делает тебя слабым и приводит к поражению. Так всегда было в истории, и ничего не меняется до сегодняшнего дня.
Когда в семье ссорятся муж и жена, кто-то из них прав, кто-то не прав, неправыми бывают и оба супруга. Но если муж решил свою жену ударить — просто потому что у него не осталось никаких аргументов — он победил или проиграл? Если он ударил её, она перестала с ним спорить, и он думает, что победил — приносит ли ему такая победа радость? Нужна ли ему такая победа?
Нужна ли нам победа родителей над детьми, мужа над женой, жены над мужем, брата над братом? Всякая победа имеет свою цену, и не всякой ценой можно добиваться победы. Диоскор в конце концов убил свою дочь. Он её победил, доказал, что он язычник и он сильнее. Ходил ли он потом и радовался: какой я молодец, я свою дочь убил, и у меня остались мои положение, слава и богатство? Нельзя добиваться победы ценой насилия, предательства — ценой, которую ты потом никак не сможешь оплатить. Читая житие святой великомученицы Варвары, мы можем вынести из него этот урок.
Сегодня мы живём в непростое время. Нам кажется, что времена мучеников давно прошли, и сегодня к нам это уже не имеет никакого отношения. Вчера у меня был разговор с человеком, который уже много лет ходит в церковь, и он сказал мне такие слова: «Владыка, если представить себе, что сегодня есть человек, который во всём хочет поступать справедливо, говорить то, что думает, жить честно, мне почему-то кажется, что этого человека либо убьют, либо в тюрьму посадят, либо отправят в психбольницу, что честным человеком сегодня быть невозможно».
Я, конечно, сразу возмутился: «Да нет, что ты такое говоришь? Человек должен жить честно». А потом меня эти слова заставили задуматься. И, наверное, во многом этот человек прав: сегодня для человека жить справедливо, честно, порядочно — это чуть ли не исповедничество и мученический подвиг. И это заставляет задуматься о времени, в которое мы живём, раз у людей появляются такие вопросы.
Это заставляет задуматься и о том, готовы ли мы жить по правде, даже если это доставляет нам дискомфорт, даже если это в какой-то мере приводит нас к страданиям. Святая Варвара нашла для себя ответ на этот вопрос. Её предупреждал священник перед тем, как она стала христианкой, что, вполне возможно, ей придётся пострадать за свой выбор, за свою веру, своё желание стать последовательницей Христовой.
Сегодня многие люди приходят в церковь для того, чтобы им было хорошо, чтобы успокоиться, обрести комфорт, радость и счастье. В принципе, никто не против, если так будет. А если будет не так? А если придётся, переступив церковный порог, согласиться на жизнь по правде, не по тем понятиям, по которым живут сегодня за порогом церковным, а по совести, и это приведёт к страданиям? Готовы ли мы пойти по этому пути? Это тоже вопрос, который мы должны себе задавать, над которым мы должны задуматься, слыша повествование о святой великомученице Варвары.
Есть чему научиться, читая её житие. И, конечно, хочется помолиться, чтобы её мужество, её вера и любовь к Богу поселились и в наших сердцах и душах, и помогали нам быть добрыми христианами, хотя бы чуть-чуть похожими на таких людей, как святая великомученица Варвара.
Поздравляю вас всех с праздником! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!