Протоиерей Александр Хворост
«Дневник сельского священника»: фильм о пастырском служении для думающего зрителя
Мы уже рассказывали нашим читателям о романе Жоржа Бернаноса «Дневник сельского священника». Оказывается, по книге снят замечательный фильм. Экранизацию создал один из известных французских режиссёров середины ХХ века — Робер Брессон. Именно он в своё время повлиял на таких классиков кинематографа, как Андрей Тарковский, Михаэль Ханеке, Джим Джармуш, а также режиссёров французской новой волны. Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, предлагает посмотреть один из самых известных фильмов Брессона, в котором честно рассказывается о сути и трудностях священнического служения.
«Дневник сельского священника» (Journal d’un curé de campagne) — Франция, 1950 год. Режиссёр Робер Брессон
Фильм «Дневник сельского священника» снят 75 лет назад, однако проблемы, поднятые в нём, актуальны и сегодня. Он напоминает нам слова Ветхого Завета: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10). Это кино я рекомендую к просмотру прежде всего духовенству, поскольку в нём повествуется о жизни священнослужителя. Действие развивается медленно, без спецэффектов и ярких кадров, внимание режиссёра сосредоточено на внутренней драме человека.
В центре сюжета — сложности, с которыми сталкивается молодой священник на отдалённом приходе. Это проблемы личного характера, внутренние противоречия, непростые отношения с окружающими, которые отягчаются ситуацией, связанной со здоровьем — у него обнаруживают рак. Перед нами разворачивается жизнь человека, посвятившего себя Богу и людям, — со всеми её сложностями и радостями. Мы видим, как он работает с молодёжью, хоронит умерших, встречается с наставником. Нам показаны его труды и борьба с внешними и внутренними проблемами — и всё это до боли знакомо большинству из нас. Глядя на экран, понимаешь, что у священников были и есть одни и те же проблемы, независимо от того, в каком веке и в какой стране они живут.
Я бы хотел, чтобы вы обратили особое внимание на наставника главного героя — опытного кюре, который всегда готов и поддержать, и поругать, и дать мудрый совет. Думаю, если бы я посмотрел этот фильм лет десять назад, то мне бы удалось избежать большей части проблем, с которыми довелось столкнуться в моей жизни. По крайней мере, они бы не были для меня проблемами. В мудрых советах старого кюре можно найти как весь курс пастырского богословия, так и основы молитвенного подвига. Главное — внимательно прислушаться к тому, что он кратко и лаконично говорит. Именно поэтому я горячо рекомендую этот фильм священникам — причём как опытным и заслуженным, так и молодым, только начинающим своё служение: вы можете найти ответы на многие волнующие вопросы.
Конечно же, рекомендации о том, как надо молиться и жить в вере, будут полезны и мирянам — ведь в духовной жизни разница между священником и прихожанами невелика, да и на уровне мировоззрения, поступков, круга общения они не очень отличаются. Думаю, людям, не имеющим сана, этот фильм нужно посмотреть для того, чтобы понять: священник — это такой же человек, как и все остальные. Несовершенный, болеющий, страдающий, переживающий трудности, заслуживающий сострадания и милосердия. Люди часто не понимают, какой тяжёлый крест несёт священник, насколько сложна и противоречива его жизнь.
Фильм заканчивается трагически и светло одновременно: главный герой умирает, но уходит с миром. Он достойно пронёс свой крест до конца и получил ответы на свои вопросы. Любопытно соотношение его жизни с тем, как жил его друг, который оставил священническое служение. Мы приходим к выводу, что проблем избежать невозможно, главное — встретить их с достоинством и решать с Божьей помощью.
«Дневник» — кино серьёзное, заставляющее думать. Оно очень хорошо подходит к сегодняшней ситуации, когда люди вокруг болеют, умирают, теряют родных и близких. Смотреть его нужно, чтобы иметь трезвое отношение к жизни, болезни, своему служению и даже смерти — именно этому учит нас главный герой.
Подготовила Екатерина Щербакова