Юрий Тихоненко, Неля Фотина
Десять лет с начала возрождения храма в Щурово
История утраты и обретения храма Рождества Богородицы, записанная самими щурянами.
В 2007 году началось строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы на месте старинной церкви, разрушенной в советские годы. Прежний храм был построен в 1822 году на средства помещика Николая Степановича Адамова и освящён епископом Виталием. Первым священником церкви стал Пётр Данилович Степурский, помогал ему дьяк Иван Труфанов.
В мае 1825 года отец Пётр Степурский, как и жена Николая Адамова Мария Семёновна, умер от чахотки (туберкулёза). Его место занял отец Фёдор Павлович Кошнаровский. Позже священником в щуровском храме был Иоанн Чудновцов, а помогали ему дьяк Василий Подлуцкий и пономарь Никифор Степурский.
С 1851 года здесь совершают богослужения священник Иоанн Васильевич Твердохлебов и дьяк Яков Петрович Чернявский. Отец Иоанн Твердохлебов дольше всех прослужил в храме — более полувека. Он умер от воспаления лёгких в 73 года.
7 апреля 1873 года «высочайше утверждено» было новое разделение на приходы Харьковской епархии. Всего в это время в епархии было 498 церковных приходов. Лиманский приход состоял из двух церквей (настоятель — 1, помощник настоятеля — 1, псаломщиков — 2): Петропавловской в селе Лиман (главная) и Рождество-Богородичной в селе Щурово (приписная).
Во второй половине 1875 года последовало новое разделение Харьковской епархии на 29 благочинных округов (вместо прежних 51). Изюмский уезд был разделён на 3 благочинных округа и 57 церковных приходов. Петропавловская церковь в слободе Лиман и приписанная к ней Рождество-Богородичная в селе Щурово входили во 2-й благочинный округ Изюмского уезда.
Количество приходов в Харьковской епархии с каждым годом росло, а с 1882 года Изюмский уезд уже насчитывал 4 благочинных округа. Щуровская церковь продолжала относиться ко второму благочинному округу, центр которого находился в Славянске во главе с благочинным протоиереем Ипполитом Гавриловым.
После смерти священника Иоанна Твердохлебова с мая 1902 года в щуровской церкви служил иеромонах Святогорской пустыни Епифаний, затем, в июне, — священник Фёдор Бородаев и священник Николай Яновский, после — священник Василий Иоаннович Фёдоров. В октябре 1902 года в щуровский храм приходит молодой, окончивший в 1896 году курс в Вологодской духовной семинарии священник Сергий Шипулин.
В 1914 году его сменяет священник Александр Стаховский. Он здесь пробыл до апреля 1919 года. Наступили смутные времена, и до октября 1919 года службы вёл щуровский псаломщик Пётр Яковлевич Чернявский, пока ему на помощь не пришёл иеромонах Дорофей. В середине апреля 1921 года иеромонаха Дорофея сменяет священник Виктор Гревщирский. До конца года он вместе с Петром Чернявским совершает богослужения и заполняет не слишком разборчивым почерком последнюю щуровскую метрическую книгу.
После Гражданской войны и всех остальных невзгод, выпавших на долю нашей страны, Церковь и священники подверглись гонению. Ещё с октября 1917 года после принятия Декрета о земле церковные земли переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов «впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».
С 1918 года Церковь впервые отделялась от школы и от государства, был узаконен институт гражданского брака. Здание щуровского храма так же, как и во всех других сёлах и городах, перешло в собственность государства, но церковнослужители некоторое время ещё продолжали им пользоваться на правах бесплатной аренды. Щуряне по-разному воспринимали грядущие перемены.
Революционно настроенная молодёжь со свойственной ей податливой впечатлительностью быстро прониклась идеями атеизма, тем более что это всячески поощрялось со стороны закона. Пожилые люди, напротив, не понимая, как жить теперь без Бога, украдкой крестились и в глубине души осуждали «антихристів».
23 февраля 1922 года под предлогом борьбы с голодом вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. С октября 1923 года щуровский псаломщик Пётр Яковлевич Чернявский «как церковный служащий» попал в «список граждан, лишённых права избирать и быть избранными в совет по Лиманскому району Бахмутского округа Донецкой губернии» (ГАДО, Ф. Р-1169, оп. 2, д. 24). С 1929 года коммунисты начали массовое публичное закрытие церквей.
Лиманский Петро-Павловский храм был переоборудован под клуб в 1930 году, в стене храма прорубили окно для кассы клуба. Купол и колокольня были разрушены, колокола сняты и отправлены на переплавку для нужд железной дороги.
Щуровская церковь также была закрыта в январе 1930 года:
«РВК — Фінчастина
На ваше листування від 31.07.ц. р. (1930 р.) про стягнення податку з будівель в сумі 263 карбованців 20 к. з Щуровськой церковной ради, Щуровська с. р. повідомляє, що культ. установа не існує уже 6 мес., а также не існує і церковна рада» (Клименко Людмила Владимировна, «Моє дороге коріння. Від історії краю до історії роду»).
Примерно в 1935 году церковный колокол был скинут активистами: Петром Дмитриевичем Сущенко и братьями Николаем и Гаврилой Тарасенко под руководством щуровского школьного учителя истории и русского языка Павла Ивановича Сандульского. В 1937 году были срезаны кресты с куполов.
Трудно сказать, куда потом они исчезли, но точно известно, что позже в колхозном дворе возле сторожки на акации висел какой-то колокол, весом примерно 50 килограмм. Дед Макушка (Созонт Яковлевич Валковский), работающий в колхозе сторожем, по вечерам отбивал колоколом часы в 22:00. В его обязанности это не входило, но он зачем-то исправно каждый вечер, делая обход и зажигая керосиновый фонарь возле колхозной конторы, не обделял вниманием и колокол, который изначально был там повешен на случай какой-нибудь тревоги. Возможно, это и был один из голосов бывшего церковного звона.
Жизнь Созонта Яковлевича была окутана тайной. Его семья почему-то в 1907-1908 годах решила сменить фамилию с Тарасенко на Валковских. До 1908 года у Созонта и его жены Елизаветы Фёдоровны (в девичестве Задираки), родилось восемь детей. Все они записывались в церковной метрической книге под фамилией Тарасенко. Девятого ребёнка Андрея и десятую дочь Настю регистрировали уже под фамилией Валковские.
Странно то, что, сменив фамилию, бывшие коренные щуряне Созонт и Елизавета Тарасенко, а также все их дети, стали записываться как жители посёлка Маяки, хотя при этом оставались жить в Щурово. Молодой священник Сергий Шипулин наверняка знал эту тайну, потому что сам регистрировал новорождённых и до, и после смены фамилии. Когда повзрослевшие дети стали создавать свои семьи, они свою старую фамилию Тарасенко больше не вспоминали. Так в Щурово появились Валковские.
Прослужив людям чуть более ста лет, щуровская церковь лишилась своих главных атрибутов. Староста храма Никифор Васильевич Ляшко до конца жизни не смог простить такого варварства Павлу Сандульскому. Как только он видел идущего в школу мимо его окон Павла Ивановича, сразу в его памяти ярко воскресали тяжёлые события разорения щуровского храма, в котором он оставил частичку своей души. Никогда не забывал Никифор Васильевич плюнуть в сторону ненавистного ему учителя, приправить его дорожку крепким матом и перекреститься. Так «благословлял» он его до 5 сентября 1937 года, когда душа 76-летнего Никифора Васильевича наконец-то обрела покой.
Старинные иконы, купель для крещения и другую церковную утварь Никифор Васильевич забрал к себе домой. Во время войны в его доме располагалось пулемётное гнездо. Хозяевам было приказано эвакуироваться. Некоторые иконы солдаты зачем-то побили о яблоню. Бывший староста церкви очень переживал за церковное имущество и решил зарыть его у себя во дворе, под грушей, вместе с картофелем. Его внуки, Виктор Иванович и Андрей Степанович Ляшко, говорят, что этот клад так и остался в земле. Сейчас на этом месте построили базу отдыха «Голубые озёра».
Щуряне: Виктор Иванович Ляшко с женой Верой Степановной в молодости
Внук последнего старосты церкви, Виктор Иванович Ляшко, стал очень уважаемым и влиятельным человеком в Украине. Пережив войну и рано потеряв родителей, закончив щуровскую школу и ремесленное училище, Виктор Иванович получил высшее образование в Донецком государственном университете, а позже закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС и Академию народного хозяйства.
С 1960 года он начал работать заведующим отделом Краснолиманского райисполкома, затем председателем Краснолиманского горисполкома (осуществлял электрификацию Краснолиманского железнодорожного узла), заместителем председателя Краснолиманского райисполкома, заведующим отделом Донецкого облисполкома, председателем Артёмовского горисполкома (в Артёмовске при нём были построены первые в области универсам и дом мебели), начальником Донецкого облкоммунуправления.
В 1986 году его назначили заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Украины (с риском для себя самолично внёс корректировку в уже утверждённый план газификации городов в пользу Красного Лимана), а с 1990 по 1996 года он — первый заместитель председателя Госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины. Он был также с 1990 по 1994 года депутатом Верховного Совета Украины, награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знаком Почёта» и восемью медалями.
За церковными толстыми книгами приехал какой-то священник из Славянска и увёз их. Одна церковная книга всё-таки долгое время жила в Щурово, и, к тому же, недалеко от церкви. Каким-то образом она попала к Дмитрию Андреевичу Чуприне, который жил в нескольких метрах от храма. Он долгое время хранил толстую книгу с молитвами на каждый день у себя дома.
Несколько лет назад его внук Сергей Руденко, которому после смерти матери достался в наследство дом деда, решил отдать эту книгу в церковь. Почему-то отвёз он её в лиманский Петро-Павловский храм, хотя к этому времени была уже построена церковь в Щурово. Это был практически единственный артефакт, который остался от щуровской святыни.
Жители села попросили отца Владимира Фоменко вернуть книгу, представляющую определённый исторический интерес, в щуровскую церковь. Он не отказал и привёз специально ко дню села в 2016 году целых пять старинных книг, потому как, не придав большого значения именно этой книге, попросту забыл, как она выглядела. К тому же, по его словам, ей должны были поменять переплёт. Оставалось только Сергею Руденко прийти в церковь и опознать книгу.
Он пошёл в храм только спустя полгода, когда у него начались серьёзные проблемы в жизни. К этому времени, с его слов, в церкви осталось только три книги, и той самой среди них не было. Грустно думать о том, что так и останется щуровская реликвия неопознанной и затерянной между другими старинными книгами ХІХ века.
После закрытия храма в сторожке, находящейся между школой и церковью, расположился сельсовет. До войны там находился единственный в селе телефон. В часовне обосновалась артель лозоплетения, а в самой церкви был склад плетёных изделий.
Религиозная борьба в советские времена доходила до абсурда. Сейчас, конечно, смешно читать статью с громким названием «Зрада» из старой местной газеты, где поимённо перечислялись щуряне, обещавшие быть «настоящими комсомольцами», а вместо этого, боязливо оглядываясь, подались в церковь выпрашивать Божье благословение.
Действия комсомольцев расценивались не иначе, как предательство, и, конечно, сразу же нашлись те, кто посчитал своим долгом рассказать соответствующим органам о вопиющем «проступке» своего ближнего, которому затем обязательно выносили всеобщее осуждение на партийном собрании.
В годы Великой Отечественной войны церковь неоднократно обстреливалась немцами, так как на колокольне располагался наблюдательный пункт.
После освобождения села на заседании исполкома сельского совета от 25 июля 1944 года постановили: «Для быстрейшего отстроения и ремонта жилых домов и колхозных ферм создать бригады по селу Щурово с 12 человек, по хутору Старый Караван и колхозу „Зелёный Гай“ с 6 человек». Здесь же решался вопрос о выделении кирпича церкви на строительство печек в щуровских домах (ГАДО, Ф. 5, Р-3322, оп. 1, протокол № 10 от 25.06.1944 г.).
«В 1948 году сталинский облсовет депутатов трудящихся принимает „Решение“: к 1 октября 1948 года произвести разборку церкви, так как, согласно акту технической экспертизы БТИ, здание было признано аварийным (старожилы, правда, имеют противоположное мнение)» (газета «Зоря» № 47 от 16.06.2010, статья Ю. В. Тихоненко «Возвращение к истине»).
В это время на меловой горе работали подрывники для добычи мела на содовый комбинат. Власти обратились к сапёрам, которые приехали, посмотрели и вынесли свою оценку: взрывать церковь опасно из-за близости жилых домов. Возможно, так и простояла бы она ещё больше ста лет до лучших времён, но появился в селе вышедший из заключения, какой-то приблудный «умелец», претворивший это «Решение» в жизнь осенью 1953 года.
Фамилия бывшего заключённого растворилась во времени, да и не особо хотелось её увековечивать. Известно, что этого уголовника после тюрьмы направили в щуровский колхоз на работу. Он пристал к Ульяне Николаевне Тихоненко, которая жила как раз возле церкви. Её муж, Иван Андреевич, погиб на войне, а мужские руки в хозяйстве были необходимы.
За разборку церкви власти предложили около 400 рублей. Никто из щурян не захотел брать грех на душу, а вот приезжий вовсе не прочь был подзаработать. Он стал пробивать ниши в стенах храма и ставить деревянные подпорки, а затем просто накидал хворост под эти столбы и поджёг. Церковь сложилась, как карточный домик.
Уголовник широко праздновал свой триумф, пока не пропил весь свой заработок. Нужно было опять думать, где взять денег, чтобы усмирить похмелье. В это время в Лимане как раз проходила сельскохозяйственная выставка, на которой колхозы демонстрировали друг другу племенных коров, лошадей и прочую живность, разные сорта ценных растений, новшества и достижения технического прогресса и многое другое. Весь участок этой выставки был обнесён деревянным забором.
Недолго думая, храмогубитель накрал побольше досок от этого забора, чтобы продать и заработать на долгожданную бутылку, но был задержан милицией. Его опять вернули в те места, откуда он недавно прибыл, и больше никто его не видел.
Из церковного кирпича многие щуряне соорудили себе всевозможные постройки. Дмитрий Андреевич Чуприна, живущий рядом с церковью и ставший обладателем упоминаемой ранее церковной книги, смог выстроить себе целый дом.
В 1972-1973 годах на месте храма построили магазин. Когда его строили, дети находили какие-то интересные осколки от старинных бутылок с объёмным орнаментом в виде виноградной лозы, цветов и различных узоров. Тогда сделали вывод, что здесь был церковный винный погреб.
К сожалению, ни одной фотографии этого храма не сохранилось. Все очевидцы тех событий в один голос утверждают, что церковь была очень красивая, из красного кирпича и оштукатуренная. Крыша и купола были крыты железом и выкрашены в синий цвет, в то время как сама церковь была белая. Вспоминают, что храм был немного больше современного. Звон колоколов щуровской церкви слышали даже в Лимане.
В статье «Возвращение к истине» в местной газете «Зоря» говорилось:
«После развала СССР и конца коммунистической идеологии возник духовный вакуум, который должен был чем-то заполняться. Обычным явлением стало в это время превращение бывших очагов культуры рухнувших предприятий в различные молитвенные дома. Колесо истории сделало крутой оборот. Если при советской власти из храмов и церквей пытались сделать увеселительные заведения (в лучшем случае), то теперь процесс шёл в обратном направлении. Дело, в общем-то, хорошее, только эти дома в основном принадлежали конфессиям, не совсем отвечающим русскому духу и истории.
В конце концов, начала подниматься и наша Православная Церковь. Радовали сердце восстанавливающиеся и вновь строящиеся храмы. Щуряне также всё чаще стали вспоминать о своей разрушенной церкви».
После избрания председателем микрорайона Сергея Евгеньевича Шавилкова активизировалась работа по продвижению идеи строительства церкви. 28 ноября 2006 года был собран сход, на котором под председательством протоиерея Владимира Фоменко был принят статут и выбран актив. Мероприятие это прошло не без скептицизма. Казалось, что всё опять останется только на бумаге, но дело пошло.
29 декабря 2006 года была зарегистрирована «релігійна громада Різдво-Богородичної парафії Горлівської єпархії Української Православної Церкви села Щурове міста Красний Лиман Донецької області». Руководящий орган общины находился по адресу места жительства председателя микрорайона Щурово Сергея Евгеньевича Шавилкова. Председателем религиозной общины выбрали его же, а его заместителем стала Раиса Дмитриевна Тихоненко, казначеем — Любовь Ивановна Шапошникова.
Была создана ревизионная комиссия в лице Ивана Романовича Пелюхни, Анатолия Михайловича Маринка и Татьяны Ивановны Фильчак. Десять человек были выбраны уполномоченными представителями общины: Сергей Евгеньевич Шавилков, Лариса Леонидовна Шавилкова, Любовь Ивановна Шапошникова, Раиса Дмитриевна Тихоненко, Юрий Владимирович Тихоненко, Владимир Антонович Тихоненко, Иван Романович Пелюхня, Татьяна Ивановна Фильчак, Анатолий Михайлович Маринка и Сергей Михайлович Шапошников.
В 2007 году Раиса Дмитриевна Тихоненко и председатель микрорайона Сергей Евгеньевич Шавилков оформили документы на землю под строительство церкви площадью 0,1128 гектара. Они добровольно профинансировали все бумажные вопросы, такие как заявление, проектная документация на выделение земельного участка под строительство храма и его финансирование, открытие счёта, получение печати. Участку был присвоен адрес: переулок Донецкий, 2-а.
Епископ Горловский и Славянский Митрофан 3 февраля 2009 года благословил «настоятельское окормление храма Рождества Пресвятой Богородицы села Щурово» настоятелю Петро-Павловского храма г. Красный Лиман протоиерею Владимиру Фоменко. С этих пор отец Владимир стал руководить строительством церкви, под которое была выделена значительная сумма.
4 августа 2009 года начали рыть котлован под фундамент церкви. Неожиданно взорам публики открылась часть какой-то старинной стены из красного кирпича. Это был фундамент старой церкви, причём довольно глубокий. Начало новой церкви оказалось там, где заканчивался фундамент старой, западная стена старой церкви почти совпадала с восточной стороной нового будущего храма.
На месте старой церкви уже был построен магазин «Криница». Он много лет не работал, здание пустовало, но владелец не захотел его продавать.
Как только началось строительство, будущую церковь обокрали. В первой половине октября 2009 года какая-то группа лиманских граждан, состоящих из шести взрослых и двух несовершеннолетних, решила поживиться стройматериалами. Им очень приглянулись церковные кованые ворота и забор. Они действительно были шикарные. В раскрытии этого преступления участвовали сотрудники разных служб горотдела милиции, и злоумышленники были установлены: такие оригинальные ворота найти было не слишком сложно. Говорят, воры отделались штрафом.
21 сентября 2012 года щуряне, как всегда, на Рождество Пресвятой Богородицы отмечали день села. Впервые после семидесятилетнего молчания в Щурово раздался церковный колокольный звон, вернувший некоторых прихожан в далёкое детство. Церковь ещё не до конца была достроена, но по случаю престольного праздника и дня села в храме был проведён праздничный молебен, который совершили настоятели соседних храмов города Красный Лиман во главе с благочинным отцом Владимиром. Людей, по щуровским меркам, было много. Щуряне и гости села были приглашены на трапезу. Столы были выставлены на улице во дворе церкви. Угощение состояло из наваристой ухи, бутербродов с красной икрой и овощной нарезки.
К концу 2012 года строительство щуровского храма было завершено, в середине января 2013 года шли работы по завершению росписи. Расписывали церковь в феврале 2013 года
Гончаренко Александр Владимирович (1986 г. р.) — г. Херсон;
Загиней Александр Яковлевич (1959 г. р.) — г. Ровно;
Загиней Александр Александрович (1988 г. р.) — г. Ровно;
Авдеенко Егор (1988 г. р.) — г. Сумы;
Колищак Василий (1991 г. р.) — г. Николаев.
Освящение церкви произошло 24 февраля 2013 года.
В открывшийся храм приходило много людей. Щурово — курортный посёлок, куда летом и зимой приезжают отдыхающие. Однако сегодня туризм упал, жители перебираются поближе к городу, и щуровский храм опустел. Литургия теперь в нём совершается раз в месяц. Малочисленные жители надеются на возрождение села и своего прихода.
Печатается по книге «История села Щурово», глава «Церковь», с. 1-11