Протоиерей Олег Кручинин
День всех святых: облако свидетелей, зовущих на Небо
Первое воскресенье после праздника Святой Троицы в православии называют днем Всех святых. Соответственно, в этот день свои именины празднует каждый православный христианин. Для чего в свое время был установлен этот праздник и как становятся святыми, рассказывает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.
Проявления святости многогранны
День Святой Троицы, или Пятидесятница, — это день схождения на апостолов Святого Духа. Осененные благодатью Божией, они разошлись с проповедью Евангелия в разные города и страны, основывая там первые христианские общины. Подражая Иисусу Христу и апостолам, члены этих общин старались воплотить Богом данные заповеди и идеалы. Они стремились к святости и праведности — так стали появляться святые.
Уже в конце IV — начале V веков был установлен праздник Всех святых. Упоминания об этом мы находим у святителя Иоанна Златоустого и преподобного Ефрема Сирина. Студийский, а затем и Иерусалимский уставы помещают праздник в честь всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы.
Значение праздника многогранно. В этот день, во-первых, Церковь выделяет не каждого отдельного святого, подчеркивая его персональные духовные труды — праведную жизнь или мученическую христианскую кончину, — а говорит о святости как о необходимом свойстве человеческой души. «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16), — призывает нас Господь. К святости должен стремиться каждый.
Во-вторых, празднуя этот день сразу после Пятидесятницы, Церковь подчеркивает, что святость — это первый признак и первый плод пребывания Духа Божия в обновленном человечестве. Священномученик Ириней Лионский считал: «Благодать живет только там, где действует Дух Святой, и потому только там может быть и Церковь Христова».
Только благодаря проявлению в каждом из нас Духа Святого мы преображаемся, освящаемся и становимся наследниками жизни вечной. Церковь Христова, на протяжении двух тысячелетий подчеркивая идеалы святости в разных ее проявлениях, помогает людям найти свой спасительный путь от земли на Небо.
Нет безгрешных святых
Третье значение праздника заключается в том, что видя разные проявления святости в людях, причисленных Церковью к небесному лику, мы понимаем: нет универсальных святых. Каждый стал святым за свой духовный подвиг — больший или меньший. Не все были мучениками, не все уходили в затвор, не все оставляли семейную жизнь и имущество. Но все они любили Бога и ставили Его на первое место. «Облаком свидетелей» (Евр. 12:1) называет святых апостольское чтение этого праздника.
Значит и мы, с восхищением взирая на это небесное облако, получаем надежду на то, что и мы с помощью Божией сможем хотя бы начать очищать свою душу от греха и скверны.
Нет безупречных святых. Совершенен лишь Отец наш Небесный (Мф. 5:47). В земной жизни апостолов мы находим и мгновения слабости, и факты отречения от Господа. Но там же мы видим и плоды покаяния, и примеры невероятного мужества, которые стали возможны благодаря проявлению Святого Духа.
В отличие от героев сражений и исторических личностей, боровшихся за земные владения, христианские святые обращали свой взор прежде всего в глубины душевные. Петр I как-то сказал: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу». Главная же заслуга святых заключается в том, что они полагались не на себя, а на Бога. Кропотливым трудом они выстраивали свою духовную лестницу, ведущую в Царство Небесное.
Нет безгрешных святых. Личные грехи были у каждого, кто жил на нашей земле, за исключением Господа Иисуса Христа. Но все подвижники благочестия сумели подготовить себя к достойной встрече с Богом. Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Дух Святой смиренно ждет у дверей сердца, чтобы войти, вселиться и освятить его, и для этого Он обходит все двери, ища Себе входа».
Святая — святым
Во время каждой Божественной литургии священник, взяв в руки Агнец — Тело Христово, произносит слова: «Святая святым». Это означает, что величайшие святыни — Тело и Кровь Христовы могут преподаваться только святым. Каждый, кто подходит к Чаше, должен стремиться к святости. Неслучайно перед Причастием Церковь предписывает соблюдать пост и очищать свою душу в таинстве Покаяния.
Дерзая причащаться Святых Христовых Таин, мы не считаем, что стали безгрешными людьми. Наоборот, мы осознаем себя связанными плотскими грехами и понимаем, что только Господь безграничной благодатью и человеколюбием способен очистить нас от всякой духовной болезни.
Святыми становятся
Святость — это идеал, к которому мы должны стремиться. На иконах над головами святых сияют нимбы — символическое изображение благодати Божией, Фаворского света, которым однажды воссиял Иисус Христос. «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2).
Подобно звездам на небосклоне сияют нам наши святые. У каждого из нас есть сонм своих любимых, особо почитаемых святых. Празднуя день Всех святых, мы просим их помощи и заступления. Мы расширяем горизонты нашей веры. Мы находим все новые и новые примеры любви, доброты, чистоты. Святыми не рождаются, ими становятся.
А поэтому, по словам апостола Павла, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа (Евр. 12:1).