Священник Олег Кручинин
День 37. Сварливые жёны и живая вода
Чтения вторника шестой недели Великого поста — это размышления о том, что принесёт в мир Спаситель; о том, как семейные конфликты влияют на переселения и судьбы целых народов, а также о том, как ссор и конфликтов можно избежать.
Первое чтение — из пророка Исаии — говорит о грядущем Мессии, «свете народов», которым и стал для нас Иисус Христос.
Книга пророка Исаии, глава 49
6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9 сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.
Мессия будет спасителем не только для еврейского народа: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Служение Искупителя мира будет распространяться на всю землю. Апостолы Христовы, которые впоследствии понесли слово Божие в мир, продолжили дело спасения.
«Цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа» (Ис. 49:7), — это пророчество сбылось не сразу, но всё же и оно свершилось. Если в первые века после Рождества Христова гонения на христианскую Церковь было особо сильным, то уже с IV века отношение государственной власти к ней изменилось. И на Западе, и на Востоке Римской империи, а потом и за её пределами цари и князья первыми приходили ко Христу, а затем приводили к Нему свои народы. История Крещения Руси, начавшаяся 1030 лет назад, — одно из подтверждений слов пророка Исаии.
«Сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные» (Ис. 49:8), — здесь мы читаем о том, что Мессия положит начало новому завету, то есть договору между Богом и людьми. Народы, живущие в язычестве («в наследиях опустошенных»), будут поклоняться единому и истинному Богу.
«Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод» (Ис. 49:10). Читая эти строки, вспоминаем Иисуса Христа, который обещал самарянке дать «воду живую» (Ин. 4:10). Сам Сын Божий стал тем источником живой воды, который и сегодня щедро и изобильно дарит нам благодать Божию.
Тема воды и колодца не раз встречается на страницах Священного Писания. В следующей паримии вторника 6-й недели Великого поста мы читаем об Иакове и его жене Рахили, знакомство и влюбленность которых также начались у колодца.
Бытие, глава 31
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.
Лия и Рахиль были дочерями Лавана, владевшего стадами скота. Чтобы жениться на Рахили, влюблённому в нее Иакову пришлось семь лет отработать на Лавана. Но Лаван обманул Иакова и заставил жениться на своей старшей дочери — Лии. А ещё через семь лет Рахиль также стала его женой. От двух жён и их служанок, которые достались в качестве приданного, у Иакова родились двенадцать сыновей и одна дочь.
Между большим семейством Иакова и домом Лавана возникали конфликты. В итоге «сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Иаков призвал Рахиль и Лию в поле, рассказал им о благословении Божием.
Жёны дали согласие, заключённое в словах: «Делай всё, что Бог сказал тебе» (Быт. 31:16). В итоге Иаков вместе с семьёй и имуществом тайно уходит от Лавана и направляется в Ханаан.
Из дальнейшей библейской истории мы знаем, что двенадцать сыновей Иакова образовали двенадцать колен народа Израиля, а сам Иаков почитается как ветхозаветный патриарх. Неизвестно, как сложилась бы их судьба, если бы семья Иакова не ушла в своё время в Ханаан или если бы жёны не дали на это согласия.
История о мудрых жёнах перекликается с третьим ветхозаветным чтением сегодняшнего дня — фрагментом книги притчей царя Соломона. В небольшом отрывке, читаемом на богослужении, «сварливые жёны» упоминаются дважды.
Притчи Соломона, глава 21
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Царь Соломон вновь говорит о нравственности. По его мнению, гордость, надменность, нечестие, разврат обрушатся на грешников, «потому что они отреклись соблюдать правду» (Притч. 21:7).
Стяжание добродетелей приведёт к счастью. В том числе — и в семейной жизни. В двух стихах притчей Соломон рассуждает о жёнах: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. <…> Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Притч. 21:9, 19).
Как известно, недостатка в жёнах царь Соломон не испытывал: «И было у него семьсот жён и триста наложниц» (3 Цар. 11:3). Поэтому можно предположить, что о сварливых жёнах он знал не понаслышке. Неужели и царя допекали настолько, что после семейных конфликтов ему хотелось скрыться в пустыне или взобраться на крышу?
Заканчивается чтение вторника словами, о которых нужно помнить всем: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Притч. 21:21). Это утверждение касается и царей, и их подчинённых; и женатых, и холостых.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 2. Слышать и слушать
День 3. Помнить о конце
День 4. Осознавать масштабы
День 5. Слава Божия
День 8. Приговор винограднику
День 9. Не отступать от Бога
День 10. Каинистическая цивилизация
День 11. Посмотри на муравья
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 15. Свет во тьме
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 16. Пасущим ветер
День 18. Войти в ковчег
День 19. Люди дороже золота
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 23. Смерти больше нет
День 25. Башня до небес
День 26. Прихожане воскресного дня
День 29. Страх Господень
День 30. Блюдо зелени и тучный бык
День 31. Не бойся!
День 32. Дорога для слепых
День 33. Вера, меняющая мир
День 36. Воля Божия и воля человеческая