Священник Олег Кручинин
День 30. Блюдо зелени и тучный бык
Чем питаться на пятой неделе Великого поста: салатом, который за тридцать дней уже надоел, или можно попробовать мясо? Как с точки зрения Библии выглядит благополучная старость? Насколько далеки от Бога сильные мира сего? Ответы на эти вопросы содержатся в Ветхом Завете.
Книга пророка Исаии, глава 40
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.
Пророк Исаия размышляет о Боге. В стихах 19-20 он говорит об идолах из золота, серебра или негниющего дерева. Каждый понимает, что они — не боги. Но как тысячелетия назад, так и сейчас людям свойственно боготворить такие изделия. Однако «боги», сотворённые человеком, не могут сравниться с Тем, «Который восседает над кругом земли» (Ис. 40:22).
Пророк обвиняет иудеев в неразумности: «разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?» (Ис. 40:21). Поклонение идолам было характерно для язычников, но и представители богоизбранного народа тяготели к идолопоклонству.
Те из них, кто имел власть, считали себя полноправными властителями человеческих судеб. Но жизнь и судьба таких самодержцев тоже находятся во власти Всевышнего: «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис. 40:23).
Святитель Иоанн Златоуст так прокомментировал эти слова пророка: «Перемена какого-либо царя есть дело трудное, но для Бога оно лёгкое. Лёгким ли тебе кажется лишить царства царя, под своим скипетром держащего весь мир, почитаемого всеми, принудительно движущего всё своим словом? Но для Бога и это не трудно; для Него не трудно даже кого-либо из черни, кто бы не умел даже говорить, возвысить на такой почётный пост». Всё и вся находятся во власти Божией.
В завершение сегодняшнего чтения — уверения, что подобно тому, как Бог не теряет силы и не изнемогает, не потеряют силы и крепости духа и все, уповающие на Господа. «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:30-31).
Таинства Церкви дают возможность верующему человеку постоянно обновляться и возрастать: для этого есть Крещение, Миропомазание, Исповедь и Причастие. Живя с Богом, человек получает от Него неиссякаемую благодать, которая восполняет недостаток собственных сил.
Примеры действия такой благодати мы находим и в Новом, и в Ветхом Завете. Вторая паримия сегодняшнего дня рассказывает, как древний праведник Аврам, веривший и доверявший Господу, стал родоначальником еврейского народа.
Бытие, глава 15
1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй.
Скорбящий об отсутствии потомка Аврам имел великую веру в Бога. Поэтому он не сомневался в словах Господа, который сказал, что потомков у Аврама будет столько, сколько звёзд на небе. На самом деле, поверить в это было нелегко: Аврам и его жена Сара были уже в преклонных годах, потомства у них не было. Но вера в Бога — признак праведника. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).
Когда при захождении солнца Аврам погрузился в необыкновенный сон, Господь открыл несколько тайн предстоящих испытаний для его потомков (Быт. 15:13-15). Их ждало странствие по земле чужой, порабощение и четырёхсотлетнее рабство. Как показывает дальнейшая история, эти слова сбылись: евреи странствовали по земле Ханаанской и находились в египетском рабстве, из которого вышли «с большим имуществом».
«А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» (Быт 15:15), — эти слова Господа были обращены уже к самому Авраму. Конечно, зная о предстоящих четырехсотлетних испытаниях пока ещё даже не родившегося потомства, трудно было надеяться на «старость добрую», но Аврам принял и эти слова с верой и благодарностью.
И словно именно об Аврааме царь Соломон произнёс такие слова: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Притч. 15:16).
Притчи Соломона, глава 15
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
Подобно чистому и непорочному Авелю, приносившему богоугодные жертвы; подобно Аврааму и другим ветхозаветным праведникам, должны пребывать в мирном расположении духа и мы, когда совершаем молитву. «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч. 15:8).
Не зря же первое прошение (ектения), с которым обращается к Богу священник во время вечернего, утреннего богослужения и литургии, называется мирной ектениёй. Первые слова этого прошения звучат так: «Миром Господу помолимся», — то есть помолимся в состоянии мира, спокойствия и отсутствия вражды с теми, кто нас окружает.
«Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч. 15:17), — так красноречиво говорит премудрый Соломон о ценности и значимости любви к Богу и людям.
В тридцатый день Великого поста упоминания о блюде зелени и тучном быке кажутся особо актуальными. Так и представляешь себе две тарелочки с голубой каёмочкой! На одной лежит постный и уже немного надоевший салат, а на другой — ароматная и сочная отбивная. Какое блюдо ты выбираешь? Сможешь ли удержаться от соблазна не нарушить пост?
При этом не нужно думать, что чревоугодие — такая уж мелочь. Преподобный Иоанн Лествичник, которому посвящена вся нынешняя неделя, посвятил чревоугодию целую главу своей «Лествицы». Называется глава так: «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве». Здесь преподобный подчёркивает, что насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты.
Суть поста заключается не в рационе питания, а в умении контролировать себя. Научившись ограничивать употребление определённых видов пищи, человек учится ограничивать свои ненужные мысли, слова и поступки. Тогда и пост проходит радостно, и постная пища разнообразна и вкусна.
Говоря о двух блюдах, царь Соломон имел в виду, конечно же, не диету, а мирное и благостное состояние духа: «У кого сердце весело, у того всегда пир» (Притч. 15:15). К такому вечному пиру всех нас призывает Господь.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 2. Слышать и слушать
День 3. Помнить о конце
День 4. Осознавать масштабы
День 5. Слава Божия
День 8. Приговор винограднику
День 9. Не отступать от Бога
День 10. Каинистическая цивилизация
День 11. Посмотри на муравья
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 15. Свет во тьме
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 16. Пасущим ветер
День 18. Войти в ковчег
День 19. Люди дороже золота
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 23. Смерти больше нет
День 25. Башня до небес
День 26. Прихожане воскресного дня
День 29. Страх Господень