Священник Александр Хворост
День 17. Пасущим ветер
В сегодняшний день Церковь предлагает нам поразмышлять о пределах человеческой власти, а также о том, почему животные оказались для Бога ценнее людей, и как не умереть молодым.
Книга пророка Исаии, глава 10
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
13 Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».
15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Пророк Исаия, приводя в пример царя Ассирийского, рекомендует не возвеличиваться и не превозноситься тому, кто имеет силу, богатство, славу, власть. Всё, что мы имеем в своих руках, во-первых — временно, а во-вторых — не без воли Божьей. Всё в мире очень скоротечно и недолговечно. Нельзя присваивать себе то, что принадлежит Богу изначально. Сильным и влиятельным людям не стоит задирать нос, потому что их сила и слава пройдёт даже быстрее, чем они могут думать. Не будьте самонадеянны, а возлагайте надежду только на Бога.
Бытие, глава 7
6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.
Потоп, предсказанный Богом, начался на шестисотом году жизни Ноя. К этому времени он с сыновьями построил ковчег. Они построили огромный плавающий дом — кораблём назвать это сооружение будет некорректно, ведь оно не предназначалось для плаваний из одного места в другое. Строительство этой конструкции заняло около 120 лет, так как она имела огромные размеры. Строительство такого грандиозного сооружения в глазах современников Ноя было безумной затеей религиозного фанатика. Над ним, возможно, смеялись и подшучивали соседи и знакомые.
И вот пришёл потоп. Ной и его кровная родня входят в ковчег, а все вне этого спасительного проекта должны вскоре погибнуть. В ковчег были также взяты животные для сохранения их видов на земле, потому что Бог дорожит своим творением. Как Бог мог собрать всех животных в одном месте? Времени более ста лет для этого было вполне достаточно.
Почему в ковчег не взяли других людей, а только животных? Неужели для Бога тварь бессловесная важнее человеческого рода? Но ведь Господь призывал спастись не только одного Ноя! Он призывал многих людей, но только этот ветхозаветный праведник откликнулся на призыв Божий и подготовился к вселенской катастрофе.
Ной — это прообраз Христа, Ноев ковчег — прообраз Церкви Христовой. Она так же спасает людей от потопа зла, страданий, несправедливости, подлости, лжи насилия и прочих пороков нашего мира. Так что, дорогие сограждане, давайте успеем присоединиться к ней поскорее, а то может быть поздно.
Притчи Соломона, глава 9
12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.] 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: 17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
В этом отрывке Притч Соломона, как и в среду второй седмицы, говорится о воде из своего источника и воде чужой. Человека, который живёт неправдой, сравнивают с глупцом, который делает бесполезную работу с нулевым КПД (пасёт ветры, гоняется за птицами, собирает бесплодие). Автор призывает уклоняться от пустых и глупых женщин, которые соблазняют мужчин, сбивают их с правильного пути, а тем губят духовно и физически. (Притч. 9:18). Можно сравнить эти слова Притч со словами Псалтири: «Любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10:3).
Праведность имеет в глазах Творца огромный вес. В награду за жизнь по заповедям Господь награждает долголетием (Притч. 9:18).
День 1. Мир, который мы потеряли
День 2. Слышать и слушать
День 3. Помнить о конце
День 4. Осознавать масштабы
День 5. Слава Божия
День 8. Приговор винограднику
День 9. Не отступать от Бога
День 10. Каинистическая цивилизация
День 11. Посмотри на муравья
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 15. Свет во тьме
День 16. Плоды междоусобных конфликтов