Протоиерей Николай Николенко, протоиерей Георгий Клапчук
Что значит быть взрослым?
Беседа торецких (дзержинских) священников с выпускниками школ о том, какой может быть свобода.
«Ура! Свобода! Я взрослый!» Уверен, что для большинства из вас взрослость ассоциируется со свободой. Ребёнок — это бедное создание, которое не имеет своей воли; за него всё решают родители и учителя, он должен всех слушаться. Взрослый — это совсем другое дело: он может делать всё, что ему захочется. Это ребёнка все воспитывают, а взрослого — попробуй повоспитывай! Поэтому темой сегодняшней нашей беседы будет «свобода как признак взрослого человека».
Вы сейчас находитесь в переходном возрасте — переходите из детского состояния во взрослое. Мы попытаемся вам объяснить, что значит быть взрослым. В вопросе создания семьи тема взрослости имеет огромную важность. Дело в том, что влюбляться может и ребенок, но любить — только взрослый.
Бог сотворил человека и дал ему свободу как одно из самых важных свойств человеческой природы. Это часть образа Божия, которым наделён человек. До сотворения человека в мире присутствовала только одна воля — воля Божия: всё подчинялось Богу. Появляется человек — и в мире появляется ещё много воль. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивится своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.
Свобода бывает внешняя и внутренняя. Например, в первые века христианства было много мучеников, которые были рабами. Его господин заставлял носить камни на каменоломне, и раб послушно выполнял его волю. Внешне он не был свободен. Но вот приходят гонители на христиан и говорят: «Отрекись от Христа! Поклонись нашим идолам». А он отвечает: «Нет!» Они не могут заставить его отречься от Христа в своем сердце. Внутреннюю свободу никто не может отнять.
Про внешнюю свободу даже говорить неинтересно, она зависит от множества случайностей. Например, я хочу посмотреть хороший фильм, сажусь перед экраном, включаю — и в этот момент гаснет свет. Я не свободен в своем выборе, приходится заниматься чем-то другим — вот вам и вся внешняя свобода.
Вместе с этим, жизнь по принципу «что хочу, то и ворочу» очень скоро приводит к потере всякой свободы. «Я взрослый человек! — заявляет 15-летний. — Я уже могу пить и курить. Никто не может мне запретить!». К 18 годам он спивается. Где его свобода? «Я свободный человек! Хочу и пью, а не хочу — и не пью!» Всё правильно — только теперь он хочет всегда пить и пить. Не хотеть он уже не может. Человек потерял свободу. Неужели наркоман — свободный человек? Нет, конечно! Он связан в душе одним желанием: найти и уколоться.
Мы, как священники, должны отметить, что Церковь вообще ничего не запрещает, Церковь только предупреждает. Есть элементарные законы нашей жизни, которые не стоит нарушать. Не пейте яд — отравитесь, не выпрыгивайте из окна — разобьётесь. Подобно этому и Церковь предупреждает: «Не кури — потом не сможешь бросить, не пей — сопьёшься, не блуди — не сможешь потом полюбить и создать настоящую семью, не воруй — потеряешь доброту и милосердие, уважай отца и мать — иначе тебя не будут любить твои же дети».
Вы находитесь в переходном возрасте. К 15-16 годам он должен закончиться, но в наше время детство и выход из него затягиваются надолго. Еще недавно понятие «молодёжь» распространялось на людей от 14 до 28 лет. Сейчас рамки раздвинуты, и молодёжью называют людей до 30 лет, а иногда и до 34. Можно сказать, что официально признан факт ещё большей задержки людей в переходном возрасте.
С точки зрения Православной Церкви, переходный период закончится для вас тогда, когда вы начнёте заботиться не о внешней свободе (т.е. как бы избавиться от влияния взрослых), а будете заботиться о свободе внутренней. И радость от этой свободы перекрывает все невзгоды и лишения, потому что только с ней человек приобретает счастье.