Протоиерей Олег Кручинин
«Что же будет нам?»: о практической пользе почитания святых
Ровно через неделю после праздника Пятидесятницы — дня рождения Церкви Христовой — мы отмечаем Неделю Всех святых. Каждый христианин, какое бы имя он не носил, чествует своего святого покровителя. А вместе мы прославляем святость как стремление жить по воле Божией.
Какими духовными качествами обладали те, кого мы называем святыми? Что нужно сделать для того, чтобы хотя бы приблизиться к состоянию святости? На эти вопросы отвечает фрагмент Евангелия от Матфея (Мф. 10:32–33, 37–38, 19:27–30), читаемый на воскресной литургии. Его комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми.
На Явдоху готовим картоху?
В сознании людей, которые только начинают знакомство с православием, понятие «святой» чаще всего ассоциируется с чем-то внешним. На вопрос, о том, кто такие святые, кто-то ответит, что это те, у кого после смерти будут нетленными мощи.
Другие скажут, что святые обязательно должны творить чудеса: исцеления, прозорливости, хождения по воде, победы над змиями и всякими гадами.
Третьи вспомнят о пытках первых мучеников-христиан, которых жгли огнем, истязали раскаленным оловом или железом, колесовали и четвертовали, а те выходили невредимыми из любых испытаний. Значит святой — это обязательно очень мужественный человек, который не боится телесных истязаний.
Четвертые заглянут в интернет и перечислят святых покровителей различных профессий. Сейчас такой информации хоть отбавляй: хочешь, чтобы была успешной торговля на рынке, прочитай молитву святому С. Если ты программист — молись святому И. Покровители автомобилистов — Н. или Х.
Пятые начнут в изобилии цитировать так называемые народные приметы: «На Явдоху готовим к посадке картоху»; «Пришел Федул — тёплый ветер подул»; «Трещит Варюха — береги нос да ухо». При этом совершенно понятно, что святая великомученица Варвара (названная здесь Варюхой), жившая в теплом климате Малой Азии, к нашим декабрьским морозам никакого отношения не имеет. Точно так же, как не была связана с посадкой картофеля преподобномученица Евдокия.
Но неужели святость ограничивается только внешним? Как тогда быть со святыми, которые не творили при жизни явных и зримых чудес?
Облако свидетелей Христа
«Облаком свидетелей» называет святых апостол Павел, говоря о том, что все они последовали за «начальником и совершителем веры» Иисусом Христом (Евр. 12:1-2). Абсолютно разные люди — по возрасту, национальности, социальному статусу, образованию и многим другим внешним качествам — обладали главным внутренним сходством: желанием пройти Крестным путём, по которому прошёл Христос.
Не случайно мы молимся всем святым в первое воскресенье после Троицы. Ведь в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на апостолов, они образовали Церковь Христову. Разойдясь с проповедью Евангелия по всему земному шару, апостолы несли Благую весть и основывали христианские общины. Глядя на веру апостолов, многие люди тоже решались пойти за Христом. Ни угрозы смерти, ни мучения их не пугали. Они стремились в Царство Небесное — и становились святыми.
Во времена Ветхого Завета слово «святой» означало «обособленный». Праведники и пророки «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34). Но мир не понял и не принял их. К словам пророков прислушивались единицы.
Такая же участь — быть непризнанными внешним миром — ждала новозаветных святых. Первые три века христианства — это время жесточайших гонений, но и время мученичества и исповедничества Христа.
Это абсолютно соответствовало словам Господа, приведенным евангелистом Матфеем: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).
Святые не отреклись, не отступили, не предали Учителя. В итоге они навсегда вписали свои имена в Книгу жизни вечной. Пройдя через внешние испытания, они приобрели душевный покой. И вот уже две тысячи лет святые призывают к райской радости каждого из нас.
Почему не всегда нужно слушать только родных?
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37), — продолжает Христос.
Казалось бы, какие странные слова. Почему любовь к родителям или детям здесь, вроде бы, противопоставляется любви к Иисусу Христу? Разве не говорил Господь, что нужно любить и Бога, и ближних? На самом деле здесь говорится не о противоречии, а о правильной расстановке акцентов.
Святитель Николай Сербский подчеркивает, что такие удивительные слова мог сказать только Тот, Кто Сам для нас и Родитель, и Учитель, и Защитник в жизни земной и небесной: «Отец и мать родили тебя лишь для сей мгновенной жизни, а Он рождает тебя в жизнь вечную. Отец и мать дают тебе пищу, а Он дал тебе дыхание. Отец и мать кроят тебе одежду, а Он скроил твоё сердце».
Господь не исключает любви человека к членам его семьи, но пророчески говорит о том, что в вопросах веры не всегда мнение родных может быть единственно верным. Вспомним великомучениц Екатерину и Варвару — их преследовали собственные отцы. Вспомним прославленных монахов, достигших святости ещё при жизни, — часто родители всячески препятствовали уходу сына или дочери в монастырь.
Понимая, что родители опасаются на старости лет остаться без опеки со стороны взрослых детей, Иисус Христос говорит, что на голове человека и волосы «все сочтены». То есть если Господь избирает детей на служение Себе, то Он не оставит без заботы и родителей, Он будет заботиться и о них.
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», — подытоживает Иисус Христос.
О «сильных» иконах и нужных молитвах
«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27). Вопрос, заданный апостолом Петром, наверняка рано или поздно задаст каждый из нас.
Да, мы верим в то, что Иисус Христос — истинный Сын Божий. Да, мы в целом разделяем принципы и учение христианства. Да, мы готовы выполнять некоторые религиозные предписания и обряды. Но при этом мы задаём себе вопрос: а что же полезное и ценное даёт христианство мне? Какую практическую пользу даёт мне исполнение этих заповедей и идеалов?
Конечно же, нам бы хотелось, чтобы результаты наших религиозных усилий проявились как можно скорее. Поэтому приходя в храм, мы спрашиваем, какая икона здесь «самая сильная», какую молитву и сколько раз нужно прочесть для полного исполнения наших желаний.
При таком магическом отношении к вере мы можем разочароваться в христианстве, если ожидаемые блага не наступят сразу после молитвы. Между тем, Господь недвусмысленно говорит, что главная награда наступит в «пакибытии». Этим словом в Евангелии называют жизнь вечную, где многие униженные и оскорблённые станут по-настоящему счастливыми и «первыми», а нынешние «первые» станут последними.
«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).
И снова здесь выражена мысль, с которой начиналось евангельское чтение Недели Всех святых. «Последовавшие за Мной», то есть все, идущие за Христом, получат награду на небесах и наследуют жизнь вечную.
Сколько всего святых?
Открывая православный календарь, мы читаем имена чтимых в этот день святых. Ежедневно — десятки имён, полный же список канонизированных святых исчисляется тысячами. А сколько святых, чьи имена известны лишь Господу Богу? Их не сосчитать, как невозможно охватить умом и взором все звёзды на небосводе.
Первые века христианства представлены мучениками; IV-VIII век — период духовных писателей и подвижников, которых мы называем Отцами Церкви; XII-XIII век на Руси — время святых благоверных князей и правителей; XIV-XVII век — расцвет монашеской традиции на Руси; XX век — вновь эпоха мучеников и исповедников веры Христовой.
Награда в «пакибытии» означает, что во время нашего земного пути не всё и не всегда будет гладко. Главная цель в виде наследования жизни вечной будет приобретена уже по ту сторону земного бытия. Это заставляет осознанно и духовно трудиться, полагаться на волю Божию и брать пример со святых, которые такой путь уже прошли.