Протоиерей Игорь Зырин
Что можно считать чудом, а что — нет?
В жизни периодически происходят удивительные вещи, и религиозная сфера — не исключение. Мы слышим о том, что мироточат иконы, люди выздоравливают от тяжёлых болезней после молитв святому, бесплодные родители рожают детей, хотя не было никакой надежды. Что это, как не чудеса? С другой стороны — человек неверующий объяснит такие случаи как совпадение или исключение из правил. Так что же такое чудеса с точки зрения нашей веры? Почему с одними они случаются часто, а с другими нет? Могут ли Христос или Богородица явиться обычному человеку? Что делать, если во время молитвы ощущаешь что-то необычное? Как относиться к вещим снам? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Игорю Зырину, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы п. Новоэкономическое.
Что считать чудом?
Чудо — это когда происходит что-то необъяснимое, противоречащее законам природы и мироустройства. Порой этим словом мы обозначаем и просто что-то прекрасное.
Бывают явные чудеса — например, когда кровоточат или мироточат иконы, на стенах храмов проявляются лики святых или ангелов и тому подобное. Объяснить природу случившегося невозможно. Есть мнение, что такие чудеса происходят для того, чтобы нам, верующим, не потерять веру и ещё больше утвердиться в ней. Для неверующих же это повод задуматься о природе происхождения таких явлений, ведь они явно не были сделаны руками человека.
Если говорить о случаях, которые назовут чудом только верующие люди, то самое великое из них — это когда исправляется человек, грешник становится на путь исправления. На мой взгляд, это настоящее чудо, потому что исправить имеющиеся недостатки очень нелегко, и осознаёшь это особенно ярко, когда начинаешь работать над собой. Если победить себя удаётся, то в этом непременно есть вмешательство Бога. Неверующий человек скажет: что тут такого, просто человек взял себя в руки, выработал силу воли, вот и всё! Однако это не так.
В моей практике был такой случай: накануне Пасхи меня вызвали на исповедь в больницу. У молодой женщины были осложнения после родов. Она впервые в своей жизни изъявила желание исповедаться и причаститься. После того, как она это сделала, произошло чудо. Вернее, два: первое заключалось в том, что эта женщина покаялась, а второе было его следствием — она быстро пошла на поправку. На Пасху её родители пришли в храм и рассказали мне об этом. Такой случай может назвать чудом только верующий человек, неверующий назовёт его совпадением, удачей, как-то ещё. А христианин понимает, что бывают моменты, когда нужно измениться, примириться с Богом, и тогда Он по милости Своей поможет и поддержит.
Ещё есть чудеса, которые я бы назвал повседневными, однако и их нужно замечать. Блаженный Августин, толкуя Евангелие о преумножении хлебов Спасителем, писал, что не меньшее чудо — то, что хлеб вообще произрастает из земли, что созревает пшеница. И это действительно так. Для кого-то всё это — законы природы, но если разобраться — разве они не чудо?
У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть труд «О прелести», в котором он пишет, что нельзя требовать от Бога чудес. Люди очень часто просят об этом, даже при жизни Спасителя так было, о чём написано в Евангелии: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Мф. 12:38), «Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба» (Лк. 11:15-16). Казалось бы — что плохого в желании увидеть дарованные Богом чудеса? Однако здесь нужно учитывать один очень важный факт: у чудес может быть не только божественная природа, но и бесовская. Именно потому святые отцы пишут об опасности увлечения чудесами. Не надо искать чудес, чтобы не впасть в прелесть.
Как отличить чудо, дарованное Богом, от дьявольского искушения?
У нашего народа есть замечательная поговорка: «Кода кажется — креститься надо!» Если вы встречаетесь с каким-то непонятным явлением и не можете понять его природу — обратитесь к Богу. Осените себя и то, что видите, крестным знамением, и кратко попросите Господа помочь вам понять, как быть в сложившейся ситуации.
Нередко люди интересуются тем, как нужно относиться к снам и бывают ли особые «сны от Бога». К снам нужно относиться спокойно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: даже если вам во сне пришло Божественное откровение, а вы на него не обратили внимания — ничего страшного. Вы не получите никакого наказания от Бога. Если же уделять снам слишком много внимания, то появляется реальная опасность попасть под дьявольское влияние.
Порой ко мне приходят люди и рассказывают о различных «чудесах», происходящих с ними. Один человек говорил, что у него во время молитвы светится икона. Я спросил: «А вы пробовали выключать свет в квартире — может, это отблеск от лампочки?» И действительно: как только он выключил электричество, сияние пропало. В другом случае мне рассказали, что на иконе появляются какие-то капельки. Я попросил отодвинуть лампаду от иконы и посмотреть, что будет. Капельки исчезли. Какой вывод нужно сделать из этих случаев? Только один: не нужно всё подряд считать чудом. Лучше внимательно разобраться, какая ситуация могла привести к тому, что произошло.
Наконец, хочу подчеркнуть очень важный момент: если необычное событие от Бога, в вашей душе не будет смятения — наоборот, оно принесёт успокоение и мир душевный. Если же вы потеряли покой, впали в расстройство, уныние, страх — это не от Бога, Он так Свою волю не сообщает. Бог аккуратен и деликатен, Он любит нас и не будет пугать или вводить в сомнения. Он не посылает нам больше того, что мы можем понести — как в плане испытаний, так и в плане благ. Это касается также и явления людям Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, ангелов: тем, кто не готов, они не явятся.
Если вас пугают какие-то странные звуки в квартире, неприятные ощущения — это вряд ли от Бога. Такие ситуации — повод задуматься, а всё ли нормально в вашей духовной жизни. Возможно, она пребывает в состоянии упадка, и вы тем самым даёте возможность нечистой силе приближаться к вам и тревожить.
«А вдруг я в прелести?»
Порой люди переживают, не пребывают ли они в прелести и не может ли быть так, что дьявол их искусит. Прелесть — это состояние, когда человек поддаётся лести нечистых сил. На такую лесть попались наши прародители Адам и Ева: сатана искусил их, они ему поверили — и в итоге пали.
В духовной жизни такие ситуации чаще происходят с теми, кто только начинает свой путь в вере. Человеку даётся особая благодать, чтобы он понял: с Богом гораздо лучше, чем без, с Ним существование превращается в жизнь. Однако неофит порой считает, что рвение, успехи и лёгкость духовной жизни — это его личная заслуга. Случаются такие ситуации и с опытными христианами. Чтобы не допустить этой ошибки, надо искоренять из души гордость, потому что именно она — первая причина прелести. Как это делать? Прежде всего — не помнить своих добрых дел, не ждать за них награды, стараться забыть их. Если похвалили — про себя говорить: «Господи, слава Тебе, а не мне, я же червь, а не человек (Пс. 21:7)». Эти слова можно повторять при всех своих духовных достижениях.
Когда мы становимся на молитву, очень опасно что-то воображать или ждать каких-то ощущений — тепла, звуков. Не надо выжимать слёзы и вгонять себя в состояние ложного благоговения. Чтобы не рассеивалось внимание, у нас есть иконы, которые помогают вспомнить о тех, кому мы молимся. Не надо также просить лишнего: «ощутить» Бога, увидеть Его или святых и тому подобное. Конечно же, каждому хочется после молитвы почувствовать успокоение, но для этого не нужны никакие чудеса. Необходимы внимание, благоговение и сокрушение сердца, то есть осознание своего недостоинства перед милостью Божией.
Может ли быть такое, что Бог «забирает» чудо назад?
Бывает так, что после чудесной помощи Божией человек начинает гордиться, считать себя лучше других, осуждать. Таким поведением он сам провоцирует Бога отнять благодать и показать, каким человек может быть, если Его не будет рядом. Так что это не Бог забирает чудо, а человек отворачивается от Того, Кто помог, и сам лишает себя Его даров и помощи.
Чудеса не от Бога и не от бесов — тогда от кого?
Порой люди сами вгоняют себя в экзальтацию и им начинают чудиться какие-то дивные вещи — тепло или холод в теле, какие-то звуки, чьё-то присутствие рядом. Как же разобраться, что именно они почувствовали? Для этого у каждого человека должен быть адекватный духовный наставник — опытный священник, который выслушает и разъяснит, что именно происходит и как с этим дальше быть. Для этого нужно, чтобы наши верующие люди начали приходить в храмы не только на службы, но и для бесед со священником. Разговаривать о ваших ощущениях, видениях и подобном лучше не во время исповеди, а при личной встрече. В духовной жизни очень важно проверять, верным ли путём вы идёте, не заблуждаетесь ли. Это нужно не только мирянам, но и священникам. Так что не пренебрегайте этой возможностью, обращайтесь к своему духовному наставнику и обсуждайте такие вопросы, тогда риск впасть в прелесть будет намного меньше.
Люди часто считают, что они лучше окружающих и заслуживают каких-то особых даров, откровений, чудес. Не надо так думать. Мы все далеко не святые, чтобы нам являлся Господь или Его небесное воинство. Поэтому, если вы что-то видите, ощущаете, у вас какой-то дар открылся — воспользуйтесь наставлением одного святого — скажите: «Господи, если это не от Тебя — пусть уйдёт, если от Тебя — помоги мне правильно принять это».
Ещё раз повторю: не надо искать чудес. Нужно наслаждаться чудом, которое есть у каждого из нас — даром жизни. А если хотим увидеть больше, надо просто прийти в храм на Божественную литургию. Святые учат: то, что каждую литургию в храмах выносят Святые Дары, в которых невидимо присутствует Сам Христос, — это величайшее и главнейшее чудо, и большего не надо требовать. А самое большое чудо в истории — то, что Христос воскрес и тем положил начало нашему воскресению.
Беседовала Екатерина Щербакова