Протоиерей Николай Сухомлинов
Будни Благовещенского храма Артёмовска
О жизни своего прихода рассказывает протоиерей Николай Сухомлинов.
— Отец Николай, насколько мне известно, у вашего храма необычная история. Поделитесь ей с нашими читателями, пожалуйста!
— В 2000 году митрополит Иларион (Донецкий и Мариупольский, в то время управляющий Горловской епархией — прим. ред.) заложил камень в основание Благовещенского храма в Артёмовске, с чего началось его строительство. Было решено возвести храм в честь Благовещения потому, что у нас в городе в XIX веке уже был такой храм. Он отличался от других храмов: там был золочёный иконостас, мраморные полы. В нём собиралась купеческая элита. Находился он в центральной части города.
В 1930-е годы коммунисты взорвали храм. На его территории остался дом священника, из которого сделали райком комсомола. Теперь на месте храма Благовещения стоит районная администрация. Дом священника по-прежнему находится там, внутри ограды. Было решено вместо разрушенного Благовещенского храма построить новый. Поскольку было очевидно, что администрацию под церковь никто не отдаст, решили построить новый храм в спальном районе города, где живёт основная масса людей.
Мы возводили его на протяжении десяти лет. Строительство велось за деньги, пожертвованные нам неравнодушными людьми, при личном вкладе мэра города, который помог нам всё осуществить. И с Божьей помощью мы достигли того, что в городе появился храм, не уступающий своему предшественнику. Мы старались сделать всё так, как было в разрушенном храме. В старом храме был золочёный иконостас — и в нашем теперь такой же. В прежнем храме были мраморные полы, а в нашем — гранитные. Наш храм расписан под руководством известного иконописца Виктора Павлова. Вообще, я старался исполнить всё так, чтобы новый храм стал краше и лучше предыдущего.
— Сейчас наш регион оказался в очень сложной ситуации, и в течение двух лет Артёмовск подвергается большому наплыву переселенцев. Доводилось ли вам работать с этими людьми?
— Это только кажется, будто переехавшие люди должны были прийти в храм. Я видел некоторых людей из Горловки, которые приезжали оформить свои дела в банке, были такие, кто проходил мимо и зашёл поставить свечку. Но переселенцев, которые стали бы временными прихожанами, в нашем храме нет. Наверное, они переселялись в более дальние регионы, потому что здесь у нас — линия разграничения, и переселенцы не доверяли местной ситуации настолько, чтобы пустить здесь корни. Горловка ведь совсем рядом… Может быть, в других храмах переселенцы есть, но у нас их нет.
— В каких направлениях вы ведёте работу?
— Мы работаем в трёх основных направлениях. Во-первых, у нас есть воскресная школа. Во-вторых, мы духовно окормляем детскую больницу. И в-третьих — мы посещаем медицинское училище, где проводим беседы со студентами.
В воскресной школе нас на сегодняшний день восемьдесят учеников. Преподавателей у нас трое: профессиональный учитель из школы, психолог из училища и сотрудница администрации, которая имеет несколько образований. Наш второй священник, отец Симеон, тоже активно занимается с детьми.
В школе две группы: младшая — с пяти до девяти лет, старшая — от девяти до 13-14. Дети изучают Новый Завет, катихизис, церковное пение, занимаются рукоделием, а также готовят выступления на все православные праздники.
— Насколько священник в больнице востребован на сегодняшний день?
— Востребован, и очень. Посещения проходят раз в неделю, кроме нас туда ездит благочинный Соледара. Стараемся как-то утешить детей и их родителей, подарить иконочки, оказать помощь. Медсёстры уже знают, когда мы приезжаем. Подготавливают детей, они пишут записки, зажигают свечи, молятся. Дети приходят со своими родителями. Обычно мы совершаем молебны, но если есть необходимость, то и причащаем, конечно же.
— Третье направление вашей работы — это общение с молодёжью. Как современные молодые люди реагируют на человека в рясе? Насколько уважают, прислушиваются?
— Был у нас эксцесс, когда над девочкой в училище издевались: смеялись, надевали на голову ведро… Мы общались с этими детьми, беседовали, но сказать, уяснили ли они что-то, сложно. Церковь говорит им о том, что унизить человека, смеяться над ним — это грех. Они, конечно, слушают нас, но насколько понимают — не знаю. Мы пытаемся донести основы веры до 15-16 летних людей, которые не знают, Кто такой Иисус Христос. Хочется, чтобы они поняли: в этом мире, кроме зла, есть и добро.
На выпускной эти молодые люди захотели преподнести друг другу подарки. Они выбрали не какой-то значок или другую мелочь, но пришли ко мне и сказали: дайте нам ладанки! Мы, выйдя из училища, пойдём с этими ладанками в мир. Взяли этих ладанок на всю группу. И мне кажется, что этот их шаг о чём-то говорит.
Беседовала Екатерина Щербакова
Фото Александра Шурлакова