Протоиерей Димитрий Абросимов
Благовещение — праздник радости
Тропарь Благовещения помнят не все, зато кондак этого праздника каждый помнит наизусть. Но все ли понимают этот текст? О том, как смиренная Дева стала непобедимой военачальницей, рассказывает клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки протоиерей Димитрий Абросимов.
Тропарь, глас 4:
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
В начале тропаря историческое событие Благовещения называется «главизной», то есть заглавием человеческого спасения, началом раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о пришествии в мир Спасителя. Именно этот день хронологически и символически считается началом дела нашего Искупления от вечной смерти, потому что в этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплотившегося Бога Слова. День Благовещения Пресвятой Богородицы — это день воплощения Спасителя: от 7 апреля до 7 января, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое для нашего человеческого ума таинство.
Это удивительный для всей человеческой истории день: Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы потом открыть нам двери вечной жизни.
Далее в тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения. Слова «от века таинства явление» нужно понимать так: Господь прежде творения мира, прежде всех веков знал, что человек согрешит, и прежде всех веков предназначил спасти его через Единородного Сына Своего: эта тайна спасения, предназначенная от века, ясно открылась людям в благовестии, которое архангел Гавриил принёс Деве Марии.
Святая Церковь не только раскрывает нам историю праздника и его значение для людей, но и призывает каждого к живому участию в торжестве. Нас, всех вместе и каждого в отдельности, призывают обратиться к Ней с архангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Праздник Благовещения — прежде всего праздник тихой, небесной радости. Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение — это и праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной любви Бога к погибающему человеку.
Словами тропаря Церковь призывает нас ощутить и личный праздник — внутренне благовещение. Ощутить, что Господь пришёл и открыл нам двери вечности, а нам нужно, отбросив всякое сомнение, идти этим путём под покровом Пречистой Девы.
Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Кондак праздника Благовещения — распространённое церковное песнопение, которое входит в состав вечернего молитвенного правила. Это первый кондак Акафиста Пресвятой Богородице, который был составлен еще в VII веке. Историческим поводом к написанию этого песнопения была благодарность жителей города Константинополя от осады варварских племен, поэтому в кондаке Божия Матерь воспевается как «взбранная Воевода», то есть военачальница, которая превосходит всех в бранях (войнах).
Благодаря заступничеству Богородицы жители Константинополя избавились от возможного сражения, одержав победу без боя. Именно за это христиане воссылают Божией Матери «победительная», то есть благодарственные победные песни. Заканчивается же кондак молитвенным прошением к Пресвятой Деве, имеющей «державу непобедимую», то есть непобедимую власть, и в будущем избавлять всех, прибегающих к Ее предстательству, от разных бед.
Мы обращаемся к Богородице этими словами каждый день в своих молитвах, потому что в нашей жизни очень часто происходят нестроения и нашествия «иноплеменников» в виде непредвиденных проблем, скорбей и различных обстоятельств. И тогда каждому из нас нужно молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы, Её Покров и победа в нашей брани, мысленной и духовной.
Церковь установила воспевать это песнопение в день праздника начала нашего спасения, напоминая нам, какую Заступницу и Покровительницу мы имеем. Нужно только не забывать и самим обращаться к Ней с ангельским приветствием «Радуйся!», и этой радостью Богородица наполнит и нашу жизнь.